Оперные страсти с Антоном Гопко

Многие любят оперу. Многие её не любят. Многие к ней равнодушны. Эта колонка адресована и тем, и другим, и третьим. Ведь что такое опера — не знает никто. Опера — это музыка, и мы будем говорить о музыке. Опера — это театр, и мы будем говорить о театре. Но к окончательному ответу не придём никогда. Однако на пути к нему мы встретим столько интересного, удивительного, непостижимого и даже шокирующего, что оно того стоит.

 antongopko

Антон Гопко

Колонка начата 20.10.2009, выходит по вторникам.
Всего написано 48 статей.

Оперные страсти с Антоном Гопко 14.12.2010, № 48

Очень грустная история (продолжение)

Если в финале оперы вы, глядя на лежащую на сцене кучу трупов, зададитесь банальным вопросом, кто виноват, ответ будет не менее банальный: «Шерше ля фам».
Оперные страсти с Антоном Гопко 30.11.2010, № 47

О вагнеровских записях, вагнеровских певцах, вагнеровских фестивалях и невагнеровском Вагнере

Важно твёрдо помнить одну вещь. Во времена Вагнера вагнеровских певцов не существовало. Вагнер писал свои оперы не для них.
Оперные страсти с Антоном Гопко 16.11.2010, № 46

Очень грустная история

«Тристан и Изольда» — это опера о полной беззащитности человека перед лицом собственных страстей
Оперные страсти с Антоном Гопко 02.11.2010, № 45

Римский-Корсаков под перекрёстным огнём влияний

Римский-Корсаков был человеком, хоть и великим, и у него, конечно же, были свои человеческие слабости. Об одной из них я и собираюсь сейчас поведать.
Оперные страсти с Антоном Гопко 26.10.2010, № 44

Профессия — гений

Гениальный музыкант как-то незаметно превратился в видного деятеля. Кто у нас великий русский композитор? Мусоргский? Чайковский? А Римского-Корсакова знаете? Конечно — как же, это такой известный профессор. Немножко, правда, сухарь, книжный червь, но зато всю жизнь беззаветно служил искусству… Тьфу!
Оперные страсти с Антоном Гопко 19.10.2010, № 43

Viva Prima Donna!

Cидя на концерте и изнывая от наслаждения, я периодически отгонял от себя неуместную мысль, что великая певица никогда в жизни не поступила бы в Московскую консерваторию.
Оперные страсти с Антоном Гопко 17.08.2010, № 42

Нам пишут (попытка обратной связи)

«Оперные страсти» уходят в отпуск.
Оперные страсти с Антоном Гопко 10.08.2010, № 41

Рождение музыки из духа лицедейства

Искусство — это всегда «открытие» себя в другом человеке. Перенос другого человека на себя. То есть, другими словами, перевоплощение.
Оперные страсти с Антоном Гопко 02.08.2010, № 40

Нота о полку Игореве (окончание)

Именно в третьем акте мы узнаём, что половцы — это не только ансамбль песни и пляски, работающий в стиле «этно», но ещё и воинственный, жестокий народ.
Оперные страсти с Антоном Гопко 27.07.2010, № 39

Нота о полку Игореве: князь Игорь в стане чудес

Узнав, что главный герой проиграл битву и попал в плен, можно было бы ожидать увидеть его в бедственном положении, однако постепенно выясняется, что князь Игорь оказался чуть ли не на курорте
Оперные страсти с Антоном Гопко 20.07.2010, № 38

Нота о полку Игореве (ещё продолжение)

В действительности Бородин написал сцену бунта Галицкого, которую Римский-Корсаков и Глазунов по разным соображениям не включили в окончательную редакцию оперы. Бунт этот начинался практически сразу с приходом известий о поражении и пленении Игоря, и Ярославне пришлось бы туго, если бы не внезапное нападение половцев
Оперные страсти с Антоном Гопко 13.07.2010, № 37

Нота о полку Игореве (продолжение)

Во всех войнах побеждают не русские и не половцы, а конформисты.
Оперные страсти с Антоном Гопко 05.07.2010, № 36

Нота о полку Игореве

Князь Игорь — это герой (или антигерой), в одиночку сражающийся с мирозданием.
Оперные страсти с Антоном Гопко 29.06.2010, № 35

Русский Тангейзер

Бородин  сравнивал себя с Тангейзером, мечущимся между царством Венеры и родной Тюрингией, между Венерой и Елизаветой.
Оперные страсти с Антоном Гопко 21.06.2010, № 34

Переосмысление? Переосмысление... Переосмысление!

Возможно ли прежнее искусство после Интернета и мобильного телефона?
Оперные страсти с Антоном Гопко 14.06.2010, № 33

Исключения из правил

Меня часто спрашивают: на какой спектакль сходить, чтобы полюбить оперу. И я всегда затрудняюсь дать ответ. Ведь понятно, что вопрос этот исходит не от увлечённых фанатов, а от тех, кто поверил мне, что опера — это интересно. И вот я, кажется, придумал, что могу посоветовать
Оперные страсти с Антоном Гопко 07.06.2010, № 32

Горе побеждённым

В истории чего угодно бывают удивительные моменты, когда она как будто бы замирает в нерешительности и выбирает, куда дальше повернуть. Неандертальцы и кроманьонцы, христианство и митраизм, Буш и Гор, ну и так далее. Такие моменты были и в истории оперного искусства.
Оперные страсти с Антоном Гопко 31.05.2010, № 31

«Хованщина»: Menschendämmerung

Представьте себе Изольду, которую не любит Тристан. Представьте себе Брюнгильду, которую не любит Зигфрид. А теперь мысленно объедините две эти страстные, распалённые натуры, и у вас получится Марфа.
Оперные страсти с Антоном Гопко 24.05.2010, № 30

«Хованщина»: История одной анонимки

Вначале паника. Затем, в качестве средства для успокоения, перечисление собственных заслуг. А на десерт, как водится, обвинить во всех бедах монголо-татар. Этакий «русский психологический валокордин»
Оперные страсти с Антоном Гопко 17.05.2010, № 29

Досье «Хованщины»: действующие лица, организаторы и исполнители

Итак, о фигурантах уголовного дела, называемого оперой «Хованщина»
Оперные страсти с Антоном Гопко 10.05.2010, № 28

Опера, у которой были все шансы

«Хованщина» — прелестное дитя, которому суждено было родиться недоношенным и несформированным
Оперные страсти с Антоном Гопко 02.05.2010, № 27

По страницам «Бориса Годунова»: Куда приводят дурные пути

Смерть Бориса Годунова была бы яркой и эффектной концовкой, но именно поэтому для финала абсолютно не годилась
Оперные страсти с Антоном Гопко 13.04.2010, № 26

По страницам «Бориса Годунова»: От иезуитства до юродства, или Два мира — две системы

Тайный иезуит, как бывалый ловелас, начинает давать красотке советы по обольщению. Музыкальное чувство юмора Мусоргского отлично демонстрируется в самой концовке приведённого трека: иезуит призывает свою духовную дочь к жертвам во имя веры, звучат торжественные фанфары, музыка приобретает всё более и более возвышенный характер и вдруг обрывается. Оказывается пожертвовать надо будет «честью своею»! Крестный путь в одно мгновение ока обернулся непристойным предложением.
Оперные страсти с Антоном Гопко 06.04.2010, № 25

По страницам «Бориса Годунова»: Цари тоже плачут

Царь поёт, а битком набитый зал, затаив дыхание, внимает, как оно несладко там, в высших эшелонах-то.
Оперные страсти с Антоном Гопко 30.03.2010, № 24

По страницам «Бориса Годунова»: Поддельный царевич

Трудно придумать сцены более контрастные. Первая происходит в монастырской келье, вторая в кабаке. Первая — в Кремле, вторая — на самой границе, где уже чувствуется запах Европы. В обеих картинах Григорий общается с монахами: в первой — с мудрым летописцем Пименом, а во второй — с убежавшим из монастыря пьяницей Варлаамом.
Оперные страсти с Антоном Гопко 23.03.2010, № 23

По страницам «Бориса Годунова»: Народ безмолвствует и... поёт

«Противостояние» царь/народ на поверку оказывается полнейшим взаимным равнодушием.
Оперные страсти с Антоном Гопко 16.03.2010, № 22

Неберущийся интеграл, или «Борис Годунов» и его редакции

Успех оперного спектакля «Борис Годунов» в гораздо большей степени определяется умением исполнителя заглавной партии дико вращать глазами, а не тем, какую из редакций постановщики выбрали
Оперные страсти с Антоном Гопко 09.03.2010, № 21

Главный БГ русской музыки

Если бы реальному, историческому Борису Годунову дали послушать оперу Мусоргского, его бы точно хватил удар, но только от смеха.
Оперные страсти с Антоном Гопко 02.03.2010, № 20

Достоевский в музыке

Мусоргский, как настоящий интеллигентный человек, не знал народа, восхищался им и боялся его.
Оперные страсти с Антоном Гопко 23.02.2010, № 19

О пользе кучкования

В классики принимают всем классом.
Оперные страсти с Антоном Гопко 16.02.2010, № 18

Ангелы и демоны (окончание)

Только лишь Демон схватился за ручку входной двери, как сработала сигнализация.
Оперные страсти с Антоном Гопко 09.02.2010, № 17

Ангелы и демоны (продолжение)

Для русских художников было так же естественно восхищаться Кавказом, как для Киплинга — Индией. Тот факт, что эта любовь иссякла, косвенно свидетельствует о том, что, как бы ни пролегали и ни менялись государственные границы, в каком-то очень важном смысле Кавказ мы потеряли.
Оперные страсти с Антоном Гопко 02.02.2010, № 16

Ангелы и демоны

Рубинштейн со своей романтической оперой, сколь хороша бы она ни была, оказался несколько out of date.
Оперные страсти с Антоном Гопко 26.01.2010, № 15

Что русскому плохо, то немцу — романтизм

Горечь и раздражение Рубинштейна можно понять. Ведь это должен был быть его успех! Но в искусстве — так же, впрочем, как и в науке — из всех, кто вытягивал репку, часто помнят только мышку.
Оперные страсти с Антоном Гопко 19.01.2010, № 14

Вначале были ноты?

Некоторые размышления о том, что такое оперное либретто, каким оно должно быть, и на каком языке надо петь
Оперные страсти с Антоном Гопко 12.01.2010, № 13

Опера о том, чего не было

Даргомыжский, по всей видимости, сам испугался новаторской психологической глубины произведения, и потому «разбавил» оперу «волшебными» сценами, которые на фоне общей логики драматургического развития смотрятся, как не пришей русалке хвост.
Оперные страсти с Антоном Гопко 05.01.2010, № 12

«Русалка»: предлагаемые обстоятельства и услуги

Когда разрушаются вековые устои и размываются межкастовые барьеры, представители различных сословий начинают видеть друг в друге в первую очередь просто людей, а это иногда приводит к недоразумениям.
Оперные страсти с Антоном Гопко 29.12.2009, № 11

О бедной «Русалке» замолвите слово…

Все мы любим процитировать Чехова, что «в человеке всё должно быть прекрасно». И редко кто задумывается о том, что фраза эта сказана не Чеховым!
Оперные страсти с Антоном Гопко 21.12.2009, № 10

Мистер Секонд

Кто-то может спросить, а зачем нужно в оперном театре пытаться приблизить пение к разговорной речи? Ведь есть драматический театр, где речью как раз и занимаются.
Оперные страсти с Антоном Гопко 14.12.2009, № 9

Traditori!

Когда в искусстве говорят о традициях, это слово употребляется обычно с тёплым, положительным оттенком, дескать, традиции — это прекрасно. На самом же деле ничего хорошего в них нет.
Оперные страсти с Антоном Гопко 08.12.2009, № 8

Восточные сладости и другие деликатесы

Оперы бывают разные. Есть оперы-комедии (как лирические, так и эксцентрические), оперы-мелодрамы, оперы-детективы, оперы-триллеры и даже оперы-комиксы. Жанр «Руслана и Людмилы» я бы определил как опера — картинная галерея.
Оперные страсти с Антоном Гопко 01.12.2009, № 7

Людмила и её женихи

С тремя женихами Людмилы связаны три большие постановочные головные боли, которые «вылезают» уже в первом действии.
Оперные страсти с Антоном Гопко 24.11.2009, № 6

Дивный отзвук Золотого века

Восток у Глинки получился под стать Западу — абстрактный и обобщённый. География «Руслана и Людмилы» логике не поддаётся. Герой идёт из Киева «на полночь», то есть на север, однако чем дальше он продвигается, тем более мягким и знойным становится музыкальный «климат».
Оперные страсти с Антоном Гопко 17.11.2009, № 5

Жизнь зазря (окончание)

Миф о том, что Глинка — первый русский композитор, был придуман не советскими музыковедами, а современниками самого Глинки. Гоголь вскоре после премьеры «Жизни за царя» назвал эту оперу «прекрасным началом». Что, он не знал, что в России и до этого писались оперы, что ли?
Оперные страсти с Антоном Гопко 09.11.2009, № 4

Жизнь зазря (продолжение)

Торжественными звуками полонеза открывается роскошный бал. Ведь это же настоящий контрастный душ для публики! Насколько нестандартным мышлением нужно было обладать, чтобы придумать этот польский акт! Он ведь совершенно не нужен с точки зрения здравого смысла.
Оперные страсти с Антоном Гопко 03.11.2009, № 3

Жизнь зазря

Первая опера Глинки и по форме, и по содержанию настолько полна нестандартных, неожиданных, нон-конформистских (многие первые слушатели были по-настоящему эпатированы) решений, что будь представители отечественного панк-рока чуток пообразованнее, они, безусловно, считали бы Глинку своим непосредственным предшественником.
Оперные страсти с Антоном Гопко 27.10.2009, № 2

Эффект основателя

Это настолько плотно въелось в русскую оперную традицию, что когда в «Хованщине» начинается вставная, казалось бы, пляска персидок или когда раздаются звуки полонеза в «Онегине» или в «Ночи перед Рождеством», я невольно воспринимаю это как сигнал тревоги: а уж не враги ли поблизости?
Оперные страсти с Антоном Гопко 20.10.2009, № 1

Мера условности (о двух главных проблемах современного оперного театра)

В XIX  в. никого бы не смутило, что в роли Ромео выступает упитанный сорокалетний тенор с нафабренными усиками, а Снегурочка — 50-летняя дама с глубоким декольте и тремя подбородками.

ИнфоМеню



ИнфоФонд

Читайте также

Кое-что об индийских богах и индийских снах

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

Из жизни Абсурдистана: о запрете Бхагавадгиты и другие весёлые штучки

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

Правды, судьбы и блуждание в трёх соснах

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

О вере, о «священном» и его дебрях

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

© 2004—2023 Союз «ЕЖЕ»
about EZHE  |  карта сайта   
идея и координация
Александр Малюков

программирование
Дмитрий Леонов

дизайн
Владимир Липка

хостинг
PHPClub.ru