|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном № 74
Из жизни Абсурдистана: о запрете Бхагавадгиты и другие весёлые штучки
|
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
Советская народная мудрость |
Недавно я узнал от своих индийских коллег и из индийских источников-СМИ со знакомым ещё с советских времён ощущением тошнотворного ночного кошмара, что деятели вконец ошалевшей российской Фемиды то ли только собираются, то ли уже внесли великое произведение мировой религиозно-философской литературы, Бхагавадгиту, в список «экстремистской» литературы. То есть запрещённой к изучению и, вероятно, к преподаванию.
Уже из рунета я узнал, где этот кукольный театр абсурда под названием суда происходит — в сибирском Томске. И что, конечно же, всё дело было вдохновлено тамошним отделом православной патриархии, или как там эта структура называется. «Конечно же» — по простой причине: милые сердцу денежки, какая же иная истинная, глубокая причина может быть у церковных бюрократов?! Слишком всё это знакомо. Одна из версий — кто-то из тамошних влиятельных «христианских» деятелей (архиерей? местный «православный» бандит-чиновник? того не ведаю) положил глаз на кусок земли, выделенный для местной общины вайшнавов (scil. кришнаитов).
Если глубинным побудителем этого дела является милый сердцу некоторых деятелей гос. церкви господь Маммон(а), то формальным поводом, насколько я понял, послужили некоторые комментарии к Гите, которые можно истолковать как «экстремистские». Комментарии, вероятно, Свами Прабхупады, — основателя Международного Общества Сознания Кришны. А «экстремизм» можно пришить, понятное дело, к чему и кому угодно — имеется великий опыт отца-основателя, по совместительству эффективного менеджера и знатного государственника. Вспомним 58-ю статью со всем набором дополнительных литер (литерные статьи), по которой в эсэсэре сталинских времён постепенно, но довольно быстро образовались миллионы политических зеков, не ведающих о том, что они политические.
Если бы хотелось вволю поюродствовать на досуге, да были бы на то силы и время, надо было бы потрудиться и собрать все цитаты из Библии обоих Заветов, которые и без всяких комментариев представляют собой явный «экстремизм» и призывы к насилию. Достаточно впомнить призыв Христа к своим ученикам «возненавидеть» своих родителей и родичей... И собрать также все «экстремистские» материалы греческих, латинских и иных Церковных Отцов — из их проповедей и экзегетических трактатов. Появилось бы немало толстых, увесистых томов в виртуальном судебном деле. То-то бы кандидатов на запрет и логически следующие посадки образовалось!
Вероятно, первым кандидатом на посадку и запрещение на упоминание его имени, а также на изучение его биографии и трудов последователей оказался бы ранее судимый и даже приговорённый к суровому наказанию (к «исключительной мере социальной защиты») государственный преступник гражданин Христос И. И. Более того, явный террорист — говорил, что «разрушит Храм и в три дня создаст новый»!
Про Коран, а тем более про инварианты его истолкования я уж не говорю. Однако ислам в РФ — одна из государствообразующих (de facto) религий. Попробуй-ка «наедь» на мусульман, — не на салафитов, но на ислам как таковой. Мало не покажется...
Допускаю, что традицинный для вайшнавов образ Всевышнего немало отличается от массово приемлемого для населения, теперь считающего себя православным, как ещё недавно оно себя считало советским (да, именно «традиционное понимание» Бога— хотя о глубоком знании нюансов подлинных традиций «православными» советскими массами, да и любыми «массами», лучше умолчу). Для любого сообщества нормальных, — душевно и умственно адекватных, — людей эти различия были бы в лучшем случае поводом для открытой богословской и философской полемики, для культурологического диалога, для международных научных конференций и апологетических диспутов.
Применение таких силовых методов для усмирения идеологических оппонентов (если дело действительно только в идеологии, а не в примитивных деньгах или недвижимом имуществе) в очередной раз уподобляет господствующую нынешнюю российскую церковь сoветскому государству. Историческая память коротка. Или, наоборот, зрит слишком далеко назад, аж в синодальный период или ещё раньше, перепрыгивая через исторически недавнее прошлое...
А косвенно, с психологической точки зрения, все эти акции запретов хоть антицерковных выставок, хоть публичных высказываний, или произведений, или нестандартных религиозных движений, весь этот липкий, трусливый страх перед чужим, немного или сильно отличающимся — являются свидетельством интеллектуальной убогости и собственной неуверенности в своём. Тут и Фрейд не нужен со своими модными теориями, но лишь простая наблюдательность и умение сопоставлять, именуемые житейским опытом.
Как известно, одним из непременных эффектов всякого рода начальственных запретов и общественных кампаний по абсурдному ошельмовыванию людей, идей, произведений, — является лавинообразное возрастание интереса к сладостному запретному плоду. Будь то гитлеровский «Майн кампф», компендий-манифест А. Брейвика, Солженицыновский «Архипелаг» или произведения идeйного вдохновителя неосалафии Сайида Кутба. Если судебным решением томской прокуратуры (с весьма характернейшим добавлением — «ленинского района»!) Бхагавадгита всё же будет внесена в разбухающие не на шутку списки экстремистской литературы, подлежащей запрету, изъятию и уничтожению, то так и видится следующая отрадная картинка:
На частных квартирах подпольно собираются группы гуманитариев, — не кришнаитов, не профессиональных индологов, и людей вообще не чрезмерно религиозных, без фанатизма, — и вдумчиво изучают Шримад Бхагавадгиту с множеством древних и современных комментариев. Как когда-то неопрятные бородатые студенты-нигилисты всех мастей прилежно изучали на конспиративных питерских или московских квартирах произведения Герцена, Плеханова, Бакунина или Кропоткина, или нынешняя пассионарная кавказская молодёжь штудирует труды основателя «Ихван аль-муслимун» («Братьев-мусульман») Хасана аль-Банны.
Естественно, серьёзно изучать Гиту без хорошего знания санскрита невозможно, поэтому параллельно образуются и как на дрожжах растут уже вполне легальные курсы санскрита. Санскритская филология вдруг приобретает невиданную прежде в России политическую актуальность. Вероятно, поэтому и санскрит в РФ должны будут запретить как «экстремистский» и, к тому же, с точки зрения РПЦ, «языческий» («поганый», нечистый) язык. Но процесс будет уже не остановить.
Филологи-санскритисты и учителя санскрита становятся лидерами мощной религиозно-политической оппозиции — нарождающегося массового славяно-индуистского движения. Тем более что индуистский праведный император-самодержец, «чакравартин», вполне в русских традициях — заменить следует лишь религию, а харизматическая личность появится сама.
Постепенно широкие массы прежде недокатехизированных номинальных («свечных») православных толпами будут обращаться в родную арийскую веру бога Крышеня, Перуна, Велеса и Даждьбога, перестнут убивать коровок и свинок и натужно думать об одном лишь архетипе традиционного российского сознания, — о колбасе, — переходя целиком на капустную хряпу и картофельные деруны. Впрочем, под архетип «колбасы», чтоб не ломать неокрепшее сознание нео-санскритизированных россиян уж слишком резко, подойдёт вегетарианский соевый её заменитель, импортиуемый из Китая в порядке цивилизационного геополитического обмена.
Ну а в качестве умилостивительной кровавой жертвы родным славяно-арийским богам в дубравках и культовых берёзовых рощицах приносятся ретивые некогда функционёры одной известной партии. Так заодно, одним махом, кардинально решается и наболевшая проблема российской коррупции.
Новая, ведущая российско-санскритская наука с несоменностию доказывает, что водка и древняя ведическая Сома суть одно и то же. Ещё один архетип и стереотип массового сознания спасён и даже духовно облагорожен!
Вообразить дальнейшее развитие геополитической виртуальности, проистекающее из повсеместного политического запрета в России великой санскритской классики, предоставляю людям, любящим весёлую игру фантазии и не чуждым самоиронии. Возможно, в некоем отдалённом будущем развитие описанной исторической виртуальности даже приведёт к такому глобальному евразийскому геополитическому проекту, что сам Дугин задумчиво закурит в сторонке, не зная, что на это возразить. Это будет давно чаявшееся ещё в Российской Империи объединение России с Индией в одну великую евразийскую державу, что завершит размежевание России с ненавистным загнивающим Западом и восстановит в глазах восхищённого и устрашённого мира её знаменитую всемирно-историческую роль и вселенскую отзывчивость, а также новыми гранями заставит засверкать не менее знаменитую таинственную русскую душу.
Как бы то ни было, как любят говорить наши смешарики: «В каждой шутке есть доля шутки». Что примерно соответствует менее концептуально-постмодернистскому и более традиционно-русскому: «Сказка — ложь, да в ней намёк».
По-кафкиански абсурдные судебные дела, могущие повлечь за собой ещё более абсурдные решения самоназначенных начальничков, помимо естественного отвращения, вызывают у людей, сохранивших здравое сознание, ещё и саркастический хохот, переходящий в освобождающий смех. От вибраций которого не одно исторически дохлое идолище с хрустом рушилось, поднимая вокруг тучи пыли. Только вот всегда ли можно построить нечто новое и хорошее на месте самоликвидировавшегося старого, не померев под обломками и не задохнувшись в плесенной пыли? Вопрос пока что не имеет для меня ясного ответа.
26.12.2011
|
Ваш отзыв автору
|
|
|