Архив по тегу «религия»
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 18.03.2012
Искреннее стремление понять чужое открывает нам многое о нас самих. Экзотические сны неминуемо сталкивают спящего с реальностью не только сна, но и состояния по ту сторону сна, вызывая желание проснуться. Сны о седой древности бывают поучительны как раз на злобу дня нынешнего.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 11.12.2011
Подвиг изнурительного стояния к «поясу Богородицы», как и любая вера в чудесное волшебство чем-то подобны недавнему массовому воодушевлению на митингах за честные выборы. Сделают ли они людей принципиально другими, когда те столкнутся с серой повседневностью будней, с их скукой и инерцией? Мысли о вере, религии и их непростом соотношении.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 24.07.2011
Просмотр фильма Сагалаева «Оптина пустынь. Воины Господа» произвёл впечатление фантасмагорического набора ересей, с точки зрения церковной догматики, а также навеял множество иных мыслей. Неужели действительно именно таково православное христианство? Рискну некоторые из этих «экстремистских» мыслей изложить.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 20.06.2011
В последние десятилетия научное гуманитарное знание, а особенно филология, как на Западе, так и в России всё больше трактуется с известным презрением. Особенно примечательны в своём отрицании люди, считающие себя религиозными практиками. То есть вроде как гуманитариями. Откуда такой обскурантизм и непоследовательность?
|
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 10.01.2011
Одной из центральных тем любой религиозной традиции является паломничество, предполагающее недоверие кажущимся гарантиям видимого мира, а также свербящую память об ином. Поэтому инаков и странен сам паломник, являющийся немой укоризной дебелой респектабельности солидным церковным господам, в шезлонге ожидающим «солидного Господа».
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.12.2010
Эти мысли о том, как разговаривать о Боге НЕ следует, включают и свою противоположность. Додуманы в виде комментария и интерпретации на слова известного испано-индийского религиозного мыслителя и католического священника Рамона Паниккара.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 31.10.2010
В условиях общественной тенденции извратить смысл религии, всецело сводя её к формам порождаемой ею культуры, важно напомнить об общественной взрывоопасности всякой подлинной веры. «Экстремизм» искренне верующего заключается уже в одном его желании искренности. Каковая не может не задавать вопросов, неудобных для оппортунистов любого общественного строя и опасных для носителей власти, будть то власть земных или многочесленных церковных кесарей.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 17.10.2010
Нередко приходится слышать вопросы о таком явлении, как медитация. Есть ли в христианстве традиция медитации? Насколько совместима медитация с христианской ортодоксией и традиционной практикой? Имеется ли вообще такой универсальный феномен, независимый от исторического и религиозного контекста? Ответы очень непросты: ниже предлагается попытка начать самостоятельное исследование, задавая правильные вопросы.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 18.09.2010
Несколько мыслей по поводу известных антирелигиозных выставок в Москве: чего хотели её устроители и участники — диалога свободного общества с Церковью или просто замешанного на скандале самоутверждения? Злобно пиная оппонента под видом критики, можно ведь дождаться и ответного пинка от менее деликатного противника...
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 17.07.2010
Экстремизм и радикальность — внутренние свойства любой пассионарной молодой личности, с жаром ищущей истину. Какое это найдёт воплощение в социальном плане, зависит от составляющих её мировоззрения. Опасными — или благими — могут быть как религиозные, так и светские предрассудки. На фоне этой сложности недальновидное открытие государством сезона охоты на «экстремистов» представляется очередным идиотизмом.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 10.07.2010
Религиозный фундаментализм удивительно однотипен, вне зависимости от конкретноей религии своих носителей-фундаменталов. В основе его — неосознанный метафизический дуализм. Во взаимоотношениями с внешним миром — проекции навязчивой тревоги. И те, и другие твердят о защите традиционных ценностей.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 03.07.2010
Всякое непростое явление можно рассматривать чрезвычайно просто, походя — что нередко, как гласит поговорка, хуже воровства. А можно с рассуждением. Назовём эти разные взгляды — условными ипостасями: обывателем, любителем, языковедом-занудой, идеологом, философом, историком-культурологом, богословом, религиоведом и мистиком. Попытаемся для начала отрефлексировать свою позицию.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 20.06.2010
Грамматика мышления, каким его понимал Мамардашвили, как и структура Евангельской веры — в их перпендикулярности любой конструкции, мыслительной и общественной. Лишь освоивший эту грамматику свободы станет тенью для зла. По этой же причине мир горизонтальных измерений не может не счесть Философа экстремистом.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 30.05.2010
Нет реальности как таковой, помимо её описания. Последнее образует ткань традиции. Укоренённый в религиозной традиции человек подобен одетому в тонкие, изящные одежды. И красиво, и защищает от непогоды. Однако мода на пластиковые эрзацы, похоже, добралась и сюда.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 26.05.2010
Так же бездумно и вповалку, как научные термины «религия» и «конфессия», употребляется другая пара слов, — религия и вера, — часто просто как синонимы. Попытаемся выплести смысловую ткань обеих категорий, приглашая заинтересовавшихся к беседе или просто к молчаливому раздумью.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 27.03.2010
Каждая религия проходит свой причудливый исторический путь, видоизменяясь. Аскетически-монашеский буддизм становится широким путём спасения для всех, а христианство из религии гонимых иногда само делается гонителем инакомыслящих. Такая вот диалектика...
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.03.2010
Стукачество — это не только свойство советского человека. А советский человек — это не только подопытный субъект канувшей в Шеол империи Зла. Стукачество и советскость — это неразрывно связанные подлые качества всякой души, забывшей о своём богоподобии. Они дремлют в каждом из нас, ежеминутно ожидая переведения стрелок индикатора из состояния «возможно» — в состояние «уже».
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 13.01.2010
В этой заметке представлен небольшой экскурс на «бреющем полёте» в сравнительную религиозную психологию и философию, с обозрением особенностей католической мистики, малознакомой её православным оппонентам. Чему вообще может нас научить чуждость — текста, опыта, метафорики?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 26.12.2009
Ислам как альтернативный проект глобализма, основанного на жёсткой религиозной идеологии, не может не столкнуться с новоевропейскими «общечеловеческими ценностями». Исламская теократия не может не вступить в конфликт с европейским религиозным индифферентизмом и специфической антропологией — учением о суверенности Человека. Истовая религиозная вера с её естественным «экстремизмом», возогреваемая конкретным грандиозным политическим проектом, гораздо более жизнестойка, чем ориентация на потребление материальных благ. Что ждёт Европу?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 29.11.2009
В этом семинаре мы начнём разговор о вывертах современного обмирщённого сознания среднего европейца, который в поисках религиозного опыта (если его вообще таковой интересует) путешествует в Индию и иные азиатские дали. Хотя иной раз стоило бы попросту нагнуться и поднять прямо с земли под ногами завалявшийся золотой.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 23.11.2009
Вниманию предлагаются размышления над одной из центральных метафор многих религиозных традиций — образом Пути. Каждая религия по-разному описывает его. Что при этом мог бы сказать посторонний метафизик, пытающийся окинуть взглядом явления в их целостности, но не чуждый и явственно субъективной точки зрения?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 12.11.2009
Весть о смерти выдающегося учёного-физика Виталия Гинзбурга, последовательного атеиста по мировоззрению, много на мировоззренческие темы публиковавшего, подвигла меня вновь поразмышлять над такими вопросами, как атеизм и религиозная вера и их душевная обусловленность, наука и мировоззрение, клерикализм и религиозные предрассудки, а также над тем, чего никому никогда ещё не удалось избежать.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 01.11.2009
Кажется, древние языческие боги торжественно возвращаются в наше «постхристианское» сознание, циклически возрождаясь, как им и положено. Находя площадку души чисто выметенной от прежних христианских «предрассудков». В числе которых — скепсис по отношению к насильно и извне навязываемым сознанию паническим страхам. Именно поэтому terror, то есть ужас бытия, приобретает злобно свербящий суффикс, становясь идеологией терроризма.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 20.10.2009
Навряд ли возможно выдумать ещё какую-нибудь тему, которая бы настолько всех нас, человеков, касалась. В разные периоды жизни по-разному, но всегда — болезненно, когда острым лезвием или пронзительным уколом, когда тупой иглой, а когда и гноящейся, смутно-беспокоящей занозой. Я знаю наверняка, что выход не в обрыдлом коллективизме. Не уверен также, что в одной лишь общинности. Не уверен вообще, что выход по земным меркам имеется.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 11.10.2009
В очерке предлагается попытка поразмышлять над сущностью утопий и антиутопий, об их сходствах и различиях с религиозной эсхатологией. Почему же так не хочется иногда быть своим собственным современником? Не претендуя на исчерпывающий характер, лишь выхватывая острые углы...
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 27.09.2009
Vox populi vox Dei? Всегда ли «глас народа» соответствует «гласу Божию»? Что могли бы сказать по этому поводу учёный религиовед и учёный богослов? Попытаемся рассмотреть казус «Городецкой фрески» в сравнительном историческом и культурном контексте.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 06.09.2009
Свои грустные размышления мне бы хотелось парадоксально озаглавить также «В защиту бандитов». Ибо если ныне, в угоду высоким, попахивающим нефтяным духом политическим играм, принято говорить, что у «боевиков нет ни национальности, ни религии», то мне хочется грудью встать на защиту их «прав человека» и громко заявить: «У любых бандитов вполне имеется и конкретная этническая принадлежность, и часто они исповедуют определённую религию, и в этом они даже более последовательны и бескомпромиссны, чем иной теплохладный традиционный верующий».
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 28.08.2009
В наше время модным направлением мысли стала компаративистика, то есть сравнение «как бы» всего со всем. Иногда мне вспоминается при этом попытка сравнить вОрона с письменным столом. Но порой кажется — сравнение будит мысль, ибо избегает однозначных ответов и почёркивает нюанс. А за мысль ведь могут и прибить, убить, или к примеру — посадить. Как это ни странно...
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 20.08.2009
Проживая в начале 2000-х в Вене в одном общежитии, я наговорил смеху ради на телефонный автоответчик несколько вполне безобидных фраз на арабском. Поразил меня неподдельный испуг моих австрийских знакомых, советовавших юродскую запись немедленно стереть. На мой придурковатый вопрос: «Почему?» они туманно заявили, почти по-советски опасливо оглядываясь по сторонам, что «это может для тебя плохо кончиться». После этого случая я и вывел, что «Совок — понятие метафизическое».
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.08.2009
По воле пекущегося о нравственном здоровье нации Президента вскоре в российских школах введут то ли «религию», то ли «духовность с нравственностью», то ли «культуру», а то так всё вместе. От каждого из терминов так и разит неопределённо-скользким интеллигентским словечком «как бы». Попытка поразмыслить о проблематике, а заодно и о терминологии.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 01.08.2009
Если некто, допив бутылку водки, поставил пустую тару под стол, сразу ясно, что это русский. «Свои» понимают, почему он это сделал, а иностранцу нужно медленно и терпеливо всё разъяснять, делая экскурс в особенности русской питейной культуры. Такими же туповатыми чужаками должны себя почувствовать все мы, раскрывая древние тексты, пусть и в современных переводах. Ибо понятность их нередко обманчива.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 29.07.2009
На вопрос о том, верю ли я в ад, посмертное существование, благого Бога и всё такое, мне не хочется давать слишком поспешного ответа. Подобно еврейскому рэббе из известного анекдота, я предпочитаю переспрашивать: А что конкретно вы имеете в виду, когда говорите «ад» и прочее? И что значит «верить»? — Следует попытка применения методологии модальностей на христианском, как и любом другом религиозном материале.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 24.07.2009
Атеисты-нигилисты и религиозные фундаменталисты часто удивительно схожи в своём отношении к авторитетным культурообразующим текстам. Первые наивно считают, что разум тут и не ночевал. Вторые, к сожалению, тоже, на свой лад полагая разум опасным для веры. Лечением для обеих экстремистских позиций представляется просвещённый религиозный традиционализм.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.07.2009
Почему-то мы обычно слепо доверяем своему лечащему врачу, не осмеливаясь перечить в деле исцеления телесных недугов. Когда же речь заходит о сфере религиозного опыта, то мы часто или отрицаем компетентность «специалистов», или полагаемся на собственные наивные суждения. Что это — философская непоследовательность или обыкновенная бытовая глупость?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 04.07.2009
У человека, органически укоренённого в религиозной традиции, фантазии атеистов о бессмысленной чёрной дыре астронoмического «космоса» с разбросанными в зияющей пустоте, на безумном расстоянии друг от друга гигантскими огненными шарами, а также вера в окончательный распад и исчезновение «гнилостной груды» тЕла — ничего, кроме омерзения, вызвать не может.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 22.06.2009
Раскалённая атмосфера споров вокруг тем «религии и атеизма» показывает, насколько это задевает людей за живое. Однако вместо вдумчивого разговора дело часто заканчивается словесной поножовщиной. Вырастем ли мы когда-нибудь из этого пещерного отношения к «идейным врагам», в котором культура дискуссии является чем-то неведомым?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 14.06.2009
У собаки «язык чистый, а шерсть поганая», а у кошки наоборот — «язык поганый, зато шерсть чистая». Кошки даже в православные храмы вхожи, чуть не в алтарь. Собакам, как имеющим «поганую», то есть «языческую» шерсть, вход туда строго заказан. Зато собакам вполне можно довериться по части врачевания колото-резаных ран, полагаясь на целебные особенности «чистого» языка друзей человека.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 10.06.2009
Попробовав, шутки ради, подходить к людям с меркой их отношения к религии, быстро выясняем, что некоторый скепсис здоровее иной религиозной веры. Верить можно и во Христа, трепеща, подобно бесам, и в сушёную звериную лапку, оберегающую от сглаза, в энергии минералов, в волшебную щучью челюсть или в светлые идеалы коммунизма.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 17.05.2009
Беды нынешнего российского общества, как кажется, глубинно связаны с традиционным русским недоверием к индивидуальной личности с её свободой, то есть с плохо усвоенным христианством. Отсюда и всеподавленность родовым началом, олицетворяемым для многих в образе Государства, которое одно как бы является полноценной личностью. Отсюда и нехристианская бытовая вера в надличностную судьбу, парализующая всякое индивидуальное начинание.
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 18.04.2009
В период духовного и социального брожения, характеризующего распад идеологических систем, возникает стремление реанимировать отжившие идеологии, скрестив их с религиозными символами. Так оживает идея избранной христианской нации, которую надо бояться, чтобы уважать. Так живой Бог христианской Пасхи заменяется поклонением «благодатному огню».
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 11.04.2009
Есть ли нечто общее между занятием философа и жизнью сознательного религиозного практика, который в своём пределе всегда мистик? Сходство видится в метафоре «внутреннего делания», призванного постепенно преобразовывать сознание и жизнь человека во всех её проявлениях. В чём различия между ними?
|
|
|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном // 05.04.2009
Постепенно уходят от нас наши великие современники. Оставляя нас наедине, каждого со своей совестью: чем мы сами сможем хотя бы в малой степени продолжить их делание? Огонёк благодарности за всё видится этой реальной возможностью для каждого из нас быть достойными явленными ими примера.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 27.01.2009
Что было особенно трогательным во время священных церемоний, так это хор. Гавайцы обладают ярко выраженной музыкальностью; но это было уникальным зрелищем — «Реквием» Моцарта исполнялся, даже если пианисту приходилось играть куском дерева, привязанным к руке, и даже если хору приходилось часто менять певчих, у которых болезнь подступала к горлу. Когда гавайская принцесса Лилиуокалани прибыла с визитом в Молокай, она плакала, слушая это нежное и прекрасное пение в исполнении хора несчастных. А они, огорченные, прервали пение, решив, что она плачет от ужаса.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 09.12.2008
Что всякий раз заново удивляет и безмерно трогает в польских песнях — та очеловеченность, живая теплота, с которой пересказываются евангельские сюжеты. Маленький Иисус лежит в яслях и плачет — мама не нашла для него рубашечки, потому что была слишком бедна, и сняла с головы платок, чтобы закутать сына.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 27.11.2007
Монах выполнил просьбу, икона была помещена в маленькой часовне и почти сразу начала истекать елеем, целебным для больных и не убывающим, сколько бы его ни брали.
|
|
|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка // 16.10.2007
Вся человеческая культура и есть, по большому счету, страсть о Боге и себе самом и эта страсть, не нашедшая удовлетворения в религии или не пробившаяся сквозь разум, зачастую возвращается к истоку.
|
|
|
Короли и капуста по четвергам с Шакипешем // 20.09.2007
Когда у Святого киевского князя Изяслава возник конфликт с братьями по поводу престолонаследования, он обратился за правосудием не к константинопольскому патриарху, а к римскому папе. Не по религиозным соображениям, упаси боже, а по политическим: патриарху было выгодно тянуть конфликт как можно дольше, а папе, наоборот разрешить его.
|
|
|
Короли и капуста по четвергам с Шакипешем // 02.08.2007
У православной и католической церквей есть много общих святых, но все они жили до раскола, когда церковь была единой. Эдуард Исповедник единственный «общий святой» живший после разделения церквей, и как он попал в православные святые, почему попал, и когда именно это случилось непонятно для самих православных богословов.
|
|
|
|
|