Короли и капуста по четвергам с Шакипешем № 4
Последний Святой
Английский король Эдуард Исповедник был святым. Официально признанным святым. Он был настолько свят, и настолько отрешен от мирских дел, что даже не решился на выполнение того королевского долга, от которого появляются наследники престола.
Нет-нет, я не имею ввиду женитьбу. Как и положено любому приличному королю, Эдуард Исповедник был, женат. Но вот, вишь ты, завести наследников не сподобился, оставаясь по причине святости до конца своих дней девственником. Последствия такой святости, как я уже писал в прошлых колонках, были катастрофическими. Вся мировая история пошла наперекосяк породив долгую цепь событий, через которую нам эта святость аукается до сих пор. В том числе и нам, русским.
Король Эдуард Исповедник царствовал и умер уже после разделения Христианской церкви на две братски-враждебных конфессии Западную, Латинскую (которая известна широким массам, как «католичество») и Восточную, Византийскую (которая известна широким массам, как «православие). Между нами говоря, слова «православный» и «католический» это синонимы, означающие одно и то же. Но так уж сложилось, что с течением времени они стали обозначать разное, и мы не будем менять устоявшийся порядок вещей.
По современным понятиям, король Эдуард Исповедник был «католиком». Но тем не менее он причислен к лику святых именно православной церковью.
У православной и католической церквей есть много общих святых, но все они жили до раскола, когда церковь была единой. Эдуард Исповедник единственный «общий святой» живший после разделения церквей, и как он попал в православные святые, почему попал, и когда именно это случилось непонятно для самих православных богословов. Папа римский канонизировал Эдуарда Исповедника в 1161 году. Кто и когда канонизировал Эдуарда со стороны православной покрыто мраком. Но факт остается фактом, это не только католический, но и православный святой.
Вот ведь загадка, господа.
Честно говоря, русских православных она не особо и напрягает.
А вот западные православные церкви очень даже мучаются над ней и ищут объяснения. В Англии и Бретани в ходу весьма своеобразное объяснение этой загадки. Дескать Англия при правлении Эдуарда была не католической, а православной. И при его приемнике, Гарольде Годуине тоже была православной. А вот Вильгельм Завоеватель был католиком. И на самом деле в 1066 году в Англии шли сражения не столько за саму английскую корону, а за то, какая из церквей будет главенствовать на острове.
Это, кстати, объясняет многие загадки и несостыковки, на которые то и дело напарываешься, когда изучаешь нормандское завоевание Англии. Помните, в прошлый раз я писал, что ни папа римский, ни европейская знать не признали ни за Вильгельмом Завоевателем, ни за его наследниками титула короля Англии. Может быть разгадка была в том, что не желая создавать себе в Англии лишних проблем, Вильгельм не стал рушить сложившиеся религиозные традиции англичан, оставил все «как есть». И принял английскую корону не из рук уполномоченного папой Епископа Одо (который, кстати, был родным братом Вильгельма), а из рук местного англосаксонского епископа Стиганда.
А потом много лет ссорился с папой римским, который требовал ареста и выдачи в Рим этого самого епископа Стиганда. За какие такие прегрешения, история умалчивает. Но, в конце концов, папа добился своего и епископ Стиганд был арестован.
Угадайте, что первым делом сделал новый епископ Кентенберийский, назначенный папой! Первым его указом было запрещено жениться английским священникам. Кстати, напомню, что целибат, то есть безбрачие, было к тому времени обязательным для римских священнослужителей уже целый 400 лет.
Но это было, пожалуй, все, что удалось новому епископу Кентерберийскому и римскому папе.
Во всем остальном в Англии осталось все по-прежнему. Папская власть на английское королевство официально не распространялась. Папские послания и буллы на территории Англии официально не действовали до тех пор, пока король не подтвердит их своим указом. Папа не имел права отдавать какие-либо прямые распоряжения английским свяженикам. Да и папа признавался английскими священниками в качестве церковного главы только в том случае, если король издаст соответствующий указ. Так, например, римского папу Григория VII, Вильгельм не признал. И его соперника Климента не признал. Так и жила Английская церковь целых пять лет без папы под руководством Епископа Кентенберийского.
Вот такое странное католичество было в Англии в конце одиннадцатого века.
02.08.2007
Теги: Англия
история
короли
религия
Эдуард исповедник
|