|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном № 19
О благодарной памяти
|
Теперь этого не помнят. Удастся ли напомнить, чтобы люди хоть за что-то благодарили?
Н. Л. Трауберг, Сама жизнь |
Каждый, наверное, согласится с тем, что благодарность является одним из благородных нравственных свойств человека, достойного этого имени. Сделав кому-то добро, пусть самое незначительное и из наиболее бескорыстных побуждений, мы хотя бы исподволь ожидаем слOва благодарности, радуемся, когда благодарят, и огорчаемся, когда сделанное принимают как должное, без лишних слов.
Это всё вроде бы понятно и естественно. Только зададимся вопросом, всегда ли мы сами благодарим? Является ли благодарность непременным фоном, на котором разворачивается наше собственное восприятие жизни и времени?
Последние несколько лет вместили в себя не только изменения в глобальной расстановке политических сил, смену государственных режимов, высокопарные заявления со стороны делателей большой политики и объявление ими всяческих видов борьбы — против ими же выпестованного терроризма, за новый мировой порядок и тому подобное. Каюсь, меня лично всё это сравнительно мало затронуло, если не считать жадно ловимых операторами и относительно крупным планом показанных всему миру вываливающихся с верхних этажей небоскрёба извивающихся человеческих тел...
Раздуваемой мировыми СМИ атмосферы общей истерии, шпиономании и подозрительности, в их осложнённой форме, легко избежать, просто выключив телевизор и перейдя в чтении газет, поглощении их информационных концентратов, на гомеопатические дозы. Конечно, пока это не коснётся нас лично, пока за нами самими не приедут ночью современные аналоги некогдашних «чёрных марусь». Но это уже другая история...
Меня лично гораздо больше затронул постепенный уход из нашей жизни людей, самим своим бытиём задававших нравственные ориентиры такой высоты, что голова кружилась, на них глядя, и в то же время осознавалась реальная возможность достижения этих высот. Ведь те люди были не какими-то далёкими от мира святыми. Не были они и эпическими героями. Они были нашими современниками.
Несколько дней назад от нас ушла долго и тяжело болевшая Наталья Леонидовна Трауберг. Светлая ей память! Ушёл несколько лет назад Сергей Сергеевич Аверинцев. Покинули в последние годы этот мир и М. Л. Гаспаров, и В. Н. Топоров, и Т. Я. Елизаренкова... Ещё раньше, в девяностые, ушёл Ю. М. Лотман. Наверное, каждый может продолжить или дополнить этот список, ведь здесь упомянутые лица были «всего лишь» важны для автора этих строк.
Кого-то из них доводилось знать лично, с иными только кратко встречаться, с кем-то «быть знакомым» лишь опосредованно, через общих друзей. Уход каждого из них вырвал кусок живой сердечной ткани, оставив на его месте рубец. Когда-то в детстве я думал, что человек умирает, когда постепенно уходят все, кого он в этой жизни любил и к кому был привязан. С уходом каждого отмирает часть сердца, и в конце концов приходит наш черёд. С возрастом ощущение быстротечности времени, подобной дурному сну, только усилилось.
Что делать, чтобы хоть немного быть достойным тех, кто ушёл? С кем в мир воспоминаний, «по квантам», канула целая эпоха, которая, как было когда-то, в 1970-80-е, модно (а может быть, и горько) говорить, была «эпохой безвременья». Но ведь эта эпоха была и эпохой великих людей! Хотя, как внушают нам мелкие бесы новых мировых «раскладок», сама мысль о нравственном величии личности является ныне смешным анахронизмом...
Самозванная и растиражированная чёрными магами (по слову великого венца Карла Крауса), газетными управителями «общественным мнением», так называемая эпоха постмодернизма дискредитировала саму возможность как адекватного высокого слога, так и связанной с ним способности речи к выражению благодарности. Всё больше такая возможность сворачивается, замыкаясь в немотствующих губах и горя лишь едва ощущаемым огоньком в сердце. Донесём ли эту малую свечку через воды суеты и забвения — до следующих поколений? Ибо теперь наш черёд сказать и явить. Только скажем ли, и что и как явим?
Будучи существом ностальгическим, подверженным приступам острого жаления о безвозвратно ушедшем, автор данного очерка может слабо себе представить, как возможно жить, не теряя разум, и при этом не ориентируясь на связь и преемственность поколений и времён, не ощущая своего с ними если не кровного, то хотя бы духовного родства?
Как может не затрепетать нечто внутри и не подступить комком к горлу, когда некий, скажем, церковный диссидент советский времён рассказывает о своих годах, проведённых в лагерях в Мордовии, о том, как этот тогдашний католический священник, а ныне высокий иерарх, таясь от стукачей и надзирателей, совершал Литургию в футляре от очков (такой вот алтарь!), а чётки Богородичного Розария делал из хлебного мякиша, нанизывая самодельные бусинки на нитку?
Автору вспоминается и своё собственное пребывание в «Красной Армии» (как любят не совсем правильно выражаться в Западной Европе) в конце 1980-х, когда в каждом из сослуживцев, узнав случайно, что тот человек религиозный, христианин, он тут же готов был видеть брата и родную душу. И это несмотря ни на какую «конфессиональную принадлежность»... Тогда все эти вопросы были настолько второстепенными, что вызывали разве что «этнографический» интерес.
Кто мог подозревать, что пройдут «всего лишь» какие-нибудь лет десять, и «официальные христиане» постсоветского призыва будут с полной серьёзностью и даже горячностью как в публикациях, так и в разговорах, спорить, кто там «спасётся», а кто отправится сами знаете куда! Когда новыми зилотами будут на свет Божий вытаскиваться некие «святоотеческие каноны» для доказательства еретичности и уготованности вечной погибели своих конфессиональных оппонентов.
А постороннему «миру» между тем до этого всё меньше дела. Всё сильнее подобная мышиная возня «церковников» вызывает разражение мелочностью своих дрязг, почему-то предпочитающих именовать себя «духовной жизнью». Смешно, если бы не было так грустно! Как будто полная капитуляция духу «мира сего» произошла ещё до серьёзного объявления какой-либо войны...
Наверное, каждый из нас несёт груз собственных воспоминаний, жгущих душу невозможностью адекватного и полного выражения. Каждый из нас, кто знает, что он всей жизнью своей предстоит суду своего личного Бога, по опыту ведает, как тяжело донести собственную свечку над водами повседневности и не загасить. Благодарность за всё — вот то неприметное делание, которое, пожалуй, сможет в себе соединить: эпохи и поколения, великих ушедших и нас, немощных современников.
Благодарная память за нашу жизнь, за все бывшие в ней встречи и расставания, за всех людей и события, остаётся единственным связующим звеном и единой надеждой. Сохранить её и передать дальше — какая это малость, и как это неизмеримо трудно...
05.04.2009
Теги: культура
религия
|
Ваш отзыв автору
|
|
|