|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 02.11.2010
Римский-Корсаков был человеком, хоть и великим, и у него, конечно же, были свои человеческие слабости. Об одной из них я и собираюсь сейчас поведать.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 26.10.2010
Гениальный музыкант как-то незаметно превратился в видного деятеля. Кто у нас великий русский композитор? Мусоргский? Чайковский? А Римского-Корсакова знаете? Конечно — как же, это такой известный профессор. Немножко, правда, сухарь, книжный червь, но зато всю жизнь беззаветно служил искусству… Тьфу!
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 02.08.2010
Именно в третьем акте мы узнаём, что половцы — это не только ансамбль песни и пляски, работающий в стиле «этно», но ещё и воинственный, жестокий народ.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 27.07.2010
Узнав, что главный герой проиграл битву и попал в плен, можно было бы ожидать увидеть его в бедственном положении, однако постепенно выясняется, что князь Игорь оказался чуть ли не на курорте
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 20.07.2010
В действительности Бородин написал сцену бунта Галицкого, которую Римский-Корсаков и Глазунов по разным соображениям не включили в окончательную редакцию оперы. Бунт этот начинался практически сразу с приходом известий о поражении и пленении Игоря, и Ярославне пришлось бы туго, если бы не внезапное нападение половцев
|
|
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 29.06.2010
Бородин сравнивал себя с Тангейзером, мечущимся между царством Венеры и родной Тюрингией, между Венерой и Елизаветой.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 31.05.2010
Представьте себе Изольду, которую не любит Тристан. Представьте себе Брюнгильду, которую не любит Зигфрид. А теперь мысленно объедините две эти страстные, распалённые натуры, и у вас получится Марфа.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 24.05.2010
Вначале паника. Затем, в качестве средства для успокоения, перечисление собственных заслуг. А на десерт, как водится, обвинить во всех бедах монголо-татар. Этакий «русский психологический валокордин»
|
|
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 02.05.2010
Смерть Бориса Годунова была бы яркой и эффектной концовкой, но именно поэтому для финала абсолютно не годилась
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 13.04.2010
Тайный иезуит, как бывалый ловелас, начинает давать красотке советы по обольщению. Музыкальное чувство юмора Мусоргского отлично демонстрируется в самой концовке приведённого трека: иезуит призывает свою духовную дочь к жертвам во имя веры, звучат торжественные фанфары, музыка приобретает всё более и более возвышенный характер и вдруг обрывается. Оказывается пожертвовать надо будет «честью своею»! Крестный путь в одно мгновение ока обернулся непристойным предложением.
|
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 30.03.2010
Трудно придумать сцены более контрастные. Первая происходит в монастырской келье, вторая в кабаке. Первая — в Кремле, вторая — на самой границе, где уже чувствуется запах Европы. В обеих картинах Григорий общается с монахами: в первой — с мудрым летописцем Пименом, а во второй — с убежавшим из монастыря пьяницей Варлаамом.
|
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 16.03.2010
Успех оперного спектакля «Борис Годунов» в гораздо большей степени определяется умением исполнителя заглавной партии дико вращать глазами, а не тем, какую из редакций постановщики выбрали
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 09.03.2010
Если бы реальному, историческому Борису Годунову дали послушать оперу Мусоргского, его бы точно хватил удар, но только от смеха.
|
|
|
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 09.02.2010
Для русских художников было так же естественно восхищаться Кавказом, как для Киплинга — Индией. Тот факт, что эта любовь иссякла, косвенно свидетельствует о том, что, как бы ни пролегали и ни менялись государственные границы, в каком-то очень важном смысле Кавказ мы потеряли.
|
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 26.01.2010
Горечь и раздражение Рубинштейна можно понять. Ведь это должен был быть его успех! Но в искусстве — так же, впрочем, как и в науке — из всех, кто вытягивал репку, часто помнят только мышку.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 12.01.2010
Даргомыжский, по всей видимости, сам испугался новаторской психологической глубины произведения, и потому «разбавил» оперу «волшебными» сценами, которые на фоне общей логики драматургического развития смотрятся, как не пришей русалке хвост.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 05.01.2010
Когда разрушаются вековые устои и размываются межкастовые барьеры, представители различных сословий начинают видеть друг в друге в первую очередь просто людей, а это иногда приводит к недоразумениям.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 29.12.2009
Все мы любим процитировать Чехова, что «в человеке всё должно быть прекрасно». И редко кто задумывается о том, что фраза эта сказана не Чеховым!
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 21.12.2009
Кто-то может спросить, а зачем нужно в оперном театре пытаться приблизить пение к разговорной речи? Ведь есть драматический театр, где речью как раз и занимаются.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 08.12.2009
Оперы бывают разные. Есть оперы-комедии (как лирические, так и эксцентрические), оперы-мелодрамы, оперы-детективы, оперы-триллеры и даже оперы-комиксы. Жанр «Руслана и Людмилы» я бы определил как опера — картинная галерея.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 01.12.2009
С тремя женихами Людмилы связаны три большие постановочные головные боли, которые «вылезают» уже в первом действии.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 24.11.2009
Восток у Глинки получился под стать Западу — абстрактный и обобщённый. География «Руслана и Людмилы» логике не поддаётся. Герой идёт из Киева «на полночь», то есть на север, однако чем дальше он продвигается, тем более мягким и знойным становится музыкальный «климат».
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 17.11.2009
Миф о том, что Глинка — первый русский композитор, был придуман не советскими музыковедами, а современниками самого Глинки. Гоголь вскоре после премьеры «Жизни за царя» назвал эту оперу «прекрасным началом». Что, он не знал, что в России и до этого писались оперы, что ли?
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 09.11.2009
Торжественными звуками полонеза открывается роскошный бал. Ведь это же настоящий контрастный душ для публики! Насколько нестандартным мышлением нужно было обладать, чтобы придумать этот польский акт! Он ведь совершенно не нужен с точки зрения здравого смысла.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 03.11.2009
Первая опера Глинки и по форме, и по содержанию настолько полна нестандартных, неожиданных, нон-конформистских (многие первые слушатели были по-настоящему эпатированы) решений, что будь представители отечественного панк-рока чуток пообразованнее, они, безусловно, считали бы Глинку своим непосредственным предшественником.
|
|
|
Оперные страсти с Антоном Гопко // 27.10.2009
Это настолько плотно въелось в русскую оперную традицию, что когда в «Хованщине» начинается вставная, казалось бы, пляска персидок или когда раздаются звуки полонеза в «Онегине» или в «Ночи перед Рождеством», я невольно воспринимаю это как сигнал тревоги: а уж не враги ли поблизости?
|
|
|
// 01.01.1970
|
|
|
// 01.01.1970
|
|
|
// 01.01.1970
|
|
|
// 01.01.1970
|
|
|
// 01.01.1970
|
|
|
// 01.01.1970
|
|
|
// 01.01.1970
|
|
|
// 01.01.1970
|
|