|
Музыкальный диалог по вторникам
Как-то раз Пётр Ильич Чайковский неосторожно обмолвился: мол, говорить о музыке всё равно что танцевать об архитектуре. Тем самым классик русского искусства поставил под сомнение саму возможность нахождения вербального эквивалента музыкального феномена. Однако порой оказывается, что разгадка абстрактного сонорного кода возможна лишь в случае его смысловой материализации в зримой графике букв.
Музыкальный критик Дмитрий Ренанский живет в Петербурге, печатался в журнале Аudio Music и научных сборниках.
|
Дмитрий Ренанский
|
Колонка начата 03.10.2006, завершена 17.04.2007. Всего написано 9 статей.
|
|
17.04.2007, № 9
По несчастливой неслучайности мне ни разу не довелось видеть, каков за пультом фламандский дирижер Филипп Херревеге. Не знаю, какой у него длины дирижерская палочка и есть ли таковая вообще. Да и какая, в сущности, разница вот Валерий Абисалович Гергиев в последние годы машет одной лишь зубочисткой, и всем, однако, втыкает.
|
|
|
30.01.2007, № 8
Говорят, что драматические режиссеры глухи к музыке не верю. Драматические режиссеры может и глухи, а у Серебренникова (как бы молитвенно он не признавался в том, что не может читать клавир и партитуру) абсолютный слух, Петер Конвичный и компания нервно курят в сторонке.
|
|
|
23.01.2007, № 7
О феномене Анны Нетребко не говорил и не писал только ленивый. Нетребко здесь, Нетребко там. То закусывает губку в интервью немецкому телевидению перед концертом с Доминго и Виллазоном, то получает из рук удвающегося ВВП орден, то кокетничает с Николаусом Арнонкуром в Зальцбурге.
|
|
|
19.12.2006, № 6
Музыка современного петербургского композитора Бориса Филановского — как название гениального рассказа Владимира Владимировича Набокова. Глянешь невооруженным взглядом — «знаки и символы». Приглядишься — «условные знаки». Её прелесть в эквилибристике между значимым и означаемым, в прогулках по топографической карте искусства, неминуемо выводящих потенциального слушателя на твердую почву горного рельефа. Без лыжных ботинок с рельефной подошвой ступать будет тяжело, термос с отваром вековых традиций музыкальной культуры тоже пригодиться.
|
|
|
28.11.2006, № 5
Человек, чьи глаза закрыты темными очками. Сквозь стекла оправы нет-нет, да и промелькнут искры гения и в оцепенении понимаешь, что всё, о чем думал и о чем говорил последние минуты не имеет ровным счетом никакого значения. Он улыбается фирменной улыбкой так улыбался Ганнибал Лектор Энтони Хопкинса, так мог бы улыбаться Мефистофель. В сидящем напротив нет ни капли негатива. От обладателя черных брюк из последней коллекции Йоджи Ямамото к слову, испещренных сакраментальным fuck за километр веет позитивом.
|
|
|
07.11.2006, № 4
Вышедший в российский прокат фильм Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» мало того что гениален сам по себе: он еще на редкость внятно объясняет, чем же на самом деле является опера, причем делается это гораздо лучше образовательных передач BBC.
|
|
|
31.10.2006, № 3
На Театральной площади могли бы выстроиться стройные ряды поклонников заслуженного артиста России Николая Баскова с плакатами «Выкорчевывай врага из цитадели русской культуры» (вариант: «Банду Чернякова под суд»), примкнувшая к ним народная артистка России Галина Павловна Вишневская сжимает в руках микрофон и дрожащим голосом зачитывает обращение к президентам России и США с просьбой не допустить надругательство над национальными святынями.
|
|
|
10.10.2006, № 2
Вся музыка Десятникова о красоте в эстетическом смысле. Ни один из современных русских или зарубежных авторов не обладает столь обостренным чувством музыкально-прекрасного. И пусть Леонид Аркадьевич рассказывает о том, что не делит музыку на «нетленку и прикладнуху», что все его сочинения куплены, записаны, сыграны. Слушая его музыку, мы все равно каждый раз будем задаваться извечным вопросом из стихотворения великого Геннадия Айги: «Как же можно быть такой красотою?»
|
|
|
03.10.2006, № 1
Недавно музыкальная общественность, околомузыкальная тусовка и всё человечество отметило сотый день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Парадоксальная ситуация тень Шостаковича нависает над современной русской культурой, как призрак папы Гамлета над датским принцем. Трагизм нашей ситуации в том, что духа отца наследного принца не видел никто, кроме самого Гамлета, а дух DSCH знаком у нас всем и каждому.
|
|
|
|
|