|
Перемены истории с Виктором Сонькиным № 20
О заике Батте, первом черном кандидате в президенты и славном городе Кирене
Следующее действие еврейской драмы разыгралось за пределами Иудеи, в рассеянии. По-русски оно никак не называется, кроме описательного «Второе иудейское восстание», на иврите это меред ха-тфуцот, «восстание в изгнании», а по-английски оно называется Kitos War, а почему об этом позже.
Первым очагом восстания стала Кирена, город в северной Африке. Основали его выходцы с греческого острова Фера. Фера это нынешний Санторин (новое название ему дали только в средние века в честь святой Ирины). Когда-то в незапамятные времена на этом острове существовала развитая и богатая цивилизация. В XVII веке до нашей эры санторинский вулкан, который регулярно просыпался с интервалом в несколько десятков тысяч лет, очнулся от спячки. Последовавшее извержение стало одним из самых мощных за всю историю человечества. В атмосферу было выброшено больше 60 кубических километров породы; пепел покрыл остров слоем шестидесятиметровой толщины. Климатическое влияние этого события было огромным: в Китае случился неурожай, цунами уничтожило прибрежные поселения на Крите, что, возможно, послужило толчком к закату минойской культуры. Исследователи давно пытаются связать санторинское извержение с легендой об Атлантиде, рассказанной Платоном в диалогах «Тимей» и «Критий». Недавно появились гипотезы, которые устанавливают связь между минойской катастрофой и описанными в Библии казнями египетскими, за которыми последовал исход евреев из Египта в Землю обетованную. И уж конечно на самом острове не могло остаться ничего живого; в частности, было погребено под вулканическим пеплом поселение Акротири, которое археологи только сейчас начинают раскапывать. Раскопки выявили два факта: во-первых, на острове процветала высокоразвитая цивилизация; санторинские фрески не уступают критским или помпейским, а система водоснабжения не имеет аналогов в античном мире (судя по конфигурации труб, жители пользовались не только холодной, но и горячей водой, вероятно, геотермального происхождения). Во-вторых, судя по отсутствию человеческих останков и минимальному количеству драгоценностей, вулкан милосердно предупредил жителей острова о грядущем извержении, и те успели эвакуироваться. К сожалению, сейчас посмотреть на результаты работы археологов нельзя: в 2005 году навес над выкопанными в пепле постройками обрушился, убив британского туриста и ранив еще несколько человек, и пока что раскопки в Акротири закрыты для посетителей.
Греция страна каменистая и не слишком плодородная; каждому клочку земли найдется применение. Спустя несколько столетий покалеченную извержением Феру снова заселили, а еще через какое-то время на ней стало тесно. О том, что было дальше, лучше Михаила Леоновича Гаспарова все равно не скажешь, поэтому процитируем его «Занимательную Грецию»:
Потомок аргонавтов Батт с острова Феры был заикою. Он отправился в Дельфы спросить, как ему избавиться от заикания. Оракул сказал: «Выведи поселение в Ливию». Батт удивился, потому что спрашивал он совсем не об этом, но послушался оракула. Греки высадились на песчаном ливийском берегу, и Батт вышел в степь вознести молитву Аполлону. Вдруг он услышал страшное рычание: перед ним стоял лев. Батт взмолился к Аполлону, чтобы бог охранил его, безоружного, и от потрясения молитва слетела с его губ внятная и незаикающаяся. Так Батт избавился от недуга, а в Ливии была основана Кирена.
Историю основания Кирены рассказывает Геродот в «Истории» и поэт Пиндар в одной из своих замысловатых и темных од. По разным версиям, имя «Батт» было то ли прозвищем («заика»), то ли местным ливийским словом со значением «царь», а на самом деле основателя Кирены звали Аристотель; другие исследователи склоняются к тому, что Аристотель как раз прозвище («Лучший из совершителей»), а Батт имя. В пользу этого говорит тот факт, что цари, правившие Киреной после ее основания в VI в. до н.э., тоже назвались Баттами с разными порядковыми номерами.
После правления Баттидов (один из них, царь Аркесилай IV, выиграл гонку на колесницах на Пифийских играх в Дельфах, за что и был увековечен Пиндаром) Кирена попадала то под власть персов, которые пытались закрепиться в Африке, то под власть египтян, которые пытались не пустить персов в Африку. Отношения греков с местными племенами тоже были напряженными. После раздела недолговечной империи Александра Македонского между его преемниками-диадохами, Кирена надолго попала в сферу влияния египетских Птолемеев, хотя время от времени ненадолго отвоевывала независимость. Когда в 96 г. до н.э. очередной правитель Кирены, Птолемей Апион, умер, римляне обнаружили, что он завещал им свою державу. Для правителя это был всего лишь ловкий способ обезопасить себя от покушений, которые на Востоке да и на Западе служили повседневным орудием политической борьбы; однако римляне отказываться от неожиданного подарка не стали, и спустя восемнадцать лет организовали Киренаику и остров Крит в новую провинцию.
К этому времени Кирена превратилась из маленького городка в приморское государство, охватывавшее пять городов («Пентаполис») саму Кирену, Барку, Эвеспериду, Аполлонию (это был порт Кирены, отстоящий от нее на несколько километров) и Таухейру. Киренаика успела дать миру нескольких выдающихся деятелей, например, Эратосфена по прозвищу «бета» (потому что во всех своих начинаниях он всегда был вторым, кому-то уступая). Несмотря на обидное прозвище, Эратосфен добился одного из самых впечатляющих достижений в истории античной науки: по разнице в длине тени на разной широте он вычислил окружность Земли и ошибся всего на 8 процентов. Другой киренеянин, Каллимах, стал одним из самых выдающихся поэтов своего времени; его изысканная, элитарная лирика оказала сильнейшее влияние на римских поэтов от Катулла до Секста Проперция. В IV в. до н.э. киренская философская школа учила, что наслаждение есть высшее благо. Конечно, и Эратосфен, и Каллимах, и философ-гедонист Аристипп добились славы не в провинциальной Кирене, а в Александрии, которая к тому времени стала интеллектуальным и политическим центром всего эллинистического мира.
Киренаика экспортировала пшеницу, ячмень, оливковое масло и монополизировала торговлю сильфумом лекарственным ароматическим растением, которое, судя по всему, больше нигде не росло. Что это было за растение мы не знаем, хотя киренеяне даже чеканили его изображение на монетах (похоже на пальму). Греко-римская Кирена процветала. Август одарил ее новым храмом Зевса, в котором поместили статую копию знаменитой статуи работы Фидия из Олимпии. Размеры местного театра не позволяют усомниться в масштабах местной культурной жизни; о том же, хотя с несколько иной стороны, свидетельствуют развалины киренских бань. Многочисленные статуи в основном римские копии эллинистических оригиналов украшают небольшой музей в ливийской деревне Шаххат, единственном населенном пункте, расположенном ныне рядом с развалинами Кирены. Впрочем, там нет самой удивительной местной скульптуры. Так называемая Киренская Афродита римская копия с оригинала Праксителя была найдена итальянскими археологами в начале XX века и оказалась в Британском музее (сейчас она временно выставлена в университетском музее греческой археологии в английском городе Рединге). Из всех античных шедевров, изображающих обнаженное женское тело, эта Афродита самая нежная. К сожалению, как большинство античных скульптур, она дошла до нас не целиком.
Кирена разрушалась и отстраивалась несколько раз; после землетрясения в IV в. н.э. она была заброшена и прекратила существование в качестве крупного населенного центра. А вот во II в. ее отстроили отстроили за счет местных евреев после того, что высеченная в камне надпись на одной из киренских бань загадочно называет tumultus iudaicus, «иудейский мятеж».
Сведения о мятеже темны и неясны. Понятно только, что он был довольно устрашающим. Кирена была его колыбелью; там появился некий Лукуас, которого Евсевий Кесарийский называет «царем» возможно, это следует понимать в том смысле, что вождь восстания провозгласил себя мессией, как это уже не раз бывало в иудейской истории. Восставшие принялись громить греческие храмы (в Кирене были разрушены или повреждены храмы Гекаты, Зевса, Аполлона, Артемиды, Исиды) и физически уничтожать язычников. Дион Кассий утверждает, что только в Киренаике было вырезано более двухсот тысяч человек, но языческие погромы происходили и в Египте, и на Кипре и Крите. В Африке воцарилась анархия; еврейские повстанческие отряды мародерствовали по всему Египту. Историк Аппиан Александрийский рассказывает, как ему пришлось спасаться от одной такой банды, которая преследовала его в нильских болотах. Римский гарнизон покинул Александрию, наместник Марк Рутилий Луп бежал; войдя в город, евреи разгромили еще несколько языческих храмов и гробницу Помпея (наверняка злорадно припоминая покойнику осквернение иерусалимского храма). Император Траян выслал в Египет и Киренаику новые войска под командованием Квинта Марция Турбона, которые после ожесточенной борьбы и далеко не сразу восстановили мир в африканских владениях империи.
Восстание, подавленное в Египте и Киренаике, продолжало тлеть в Месопотамии, как раз там, где Траян воевал с парфянами, самым серьезным восточным противником римлян. На подавление император отправил своего ближайшего соратника Лусия Квиета. Квиет был мавританский вельможа, перешедший (вместе со своими войсками) на службу Риму. Кавалерия под его командованием блестяще проявила себя в дунайской кампании Траяна, воюя с даками (бритоголовые берберы Квиета изображены на Колонне Траяна в Риме), а в Парфии арьергардный кавалерийский маневр африканцев фактически спас армию от гибели, что принесло мавританскому генералу заслуженную любовь легионеров.
Квиет жестоко расправился с повстанцами в Месопотамии и на Кипре (евреи были изгнаны с острова без права проживания на нем кажется, это был первый подобный случай в диаспоре), после чего был назначен губернатором Иудеи и послан туда наводить порядок, поскольку вожди восстания бежали на историческую родину, и там тоже стало неспокойно. Квиет осадил город Лидду, где укрылись вожди восставших Папп и Юлиан, и после тяжелой осады взял крепость и перебил всех защитников (в Талмуде несколько раз упоминаются «убитые в Лидде»; Лидда это нынешний Лод, где расположен тель-авивский аэропорт «Бен Гурион»). Чтобы дистанцироваться и от грекоязычных повстанцев, и от язычников, раввины в Иудее запретили учить детей греческому языку.
В конце 116 года Траян захворал и, покинув театр военных действий в Парфии, отправился в Италию. До Италии он не доехал, а умер летом следующего, 117 года в Киликии. Квиет имел все основания рассчитывать на престол: официально Траян его не назначал и не усыновлял (как это было принято у «хороших императоров»), но из приближенных к императору людей он был едва ли не самым близким, и к тому же армия его бы горячо поддержала. Однако вдова императора Помпея Плотина сообщила, что перед смертью Траян назвал преемником своего кузена Адриана. Правда ли это или, что вероятнее, Адриан и Помпея заключили взаимовыгодный политический альянс неизвестно; Квиет между тем был вызван в Рим и казнен. Эта операция дорого обошлась Адриану: подчиненную Квиету пехоту он сумел тихо разоружить, но африканская кавалерия защищала своего командира до последнего бойца.
(Английское название второго иудейского восстания Kitos War это искаженное имя Лусия Квиета, Quietus).
В древнем Риме не было фотографий, живопись до нас почти не дошла, из скульптурного наследия сохранились жалкие крохи. О многих визуальных аспектах древнего мира мы можем только догадываться; в других случаях даже для догадок не хватает материала. Существует мнение, что Квиет был чернокожим; это значит, что он был бы первым чернокожим политиком Европы и одним из первых претендентов на управление преимущественно инорасовым населением. Таких случаев в истории было не так уж много (династия нубийских фараонов в Египте, арабское правление в средневековой Андалусии). Но берберы даже сейчас, после столетий смешения со смуглыми левантинцами, часто светлокожи и голубоглазы. Так что вопрос о цвете кожи Квиета остается открытым.
Киренаика оставила след в христианской традиции. Считается, что родом из ливийского пятиградия был евангелист Марк. Симон Киринеянин нес крест на Голгофу; епископ Синезий Киренский был одним из последних христианских иерархов, питавших искренний интерес к языческой философии. В VII веке пришедшую в упадок Киренаику включил в «дом ислама» халиф Омер бин Хаттаб. С XVII в. этой территорией под названием вилайета Барки владела османская империя, а с начала XX века Ливия превратилась в итальянскую колонию.
История независимого ливийского государства начинается в 1947 году. С конца 50-х годов, после обнаружения запасов нефти, это история государства не только независимого, но и весьма богатого. Военный переворот полковника Каддафи в 1969 году превратил Ливию в государство-изгой, и только в последние годы ливийские руководители начали предпринимать осторожные шаги, направленные на восстановление связей с цивилизованным миром. Ливии есть что этому миру предложить: 1770 километров неиспорченного средиземноморского побережья это больше, чем у любой другой африканской страны; а античные города, которые сохранились так же хорошо, как Лептис Магна или Кирена, можно пересчитать на пальцах одной руки.
Сохранность Кирены, впрочем, немного искусственная: многие крупные постройки, такие, как монументальный храм Зевса, были восстановлены британскими и итальянскими архитекторами. Наряду с нормализацией международных отношений, Ливия нормализует и научную деятельность; в Кирене и окрестных городах возобновили работу западные археологические экспедиции, в полную силу функционирует музей, где собраны многочисленные скульптуры и артефакты греческой и римской эпох. Недавно в прессу просочились слухи о том, что самый модный современный архитектор сэр Норман Фостер намерен заняться проектом «устойчивого развития» в районе Кирены. «Устойчивое развитие» это неуклюжий перевод английского термина, обозначающего некий комплекс (в данном случае туристическо-археологический), который обеспечивает собственную жизнедеятельность и при этом не наносит ущерба окружающей среде. Участие в таком проекте экстравагантного Фостера вызывает опасения но с другой стороны, Кирена заслуживает того, чтобы о ней узнало как можно больше народу, и громкие имена придутся кстати.
16.03.2008
Теги: Африка
история
Кирена
провинции
Рим
|
Ваш отзыв автору
|
|
|