Современное искусство по понедельникам: с Жёлтой Головы на здоровую № 1
Везучий Шекспир, снежные комья и неочевидные инсталляции
Современное искусство тем от несовременного и отличается, что к нему неприменима так называемая «проверка временем» — когда века расставляют всё по своим местам, и становится ясно, что было истинным шедевром, а что — жалкой профанацией и конъюнктурщиной. Конечно, и само это правило, хоть его и принято считать более-менее достоверным, весьма условно. До нас дошла информация о гениальном творчестве Шекспира. Но о скольких его современниках-драматургах мы ничего не знаем? То, что их детища сгинули или затерялись в неразгребаемых архивах, ещё не является показателем их бездарности — тут в значительной степени играет роль и случайность. В общем, судить в данном случае мы можем только о Шекспире, и стоит признать, что этому способствовали не только его гениальность, но ещё и везение.
Некоторые из ныне живущих творцов прекрасно это понимают. И делают, например, ставку на трудноуничтожимость и внушающий ощущение бесспорной прочности гигантизм своих скульптур. И тут художественные и идеологические качества не так уж и важны. Главное, что такие произведения сложнее забыть или утратить в результате пожаров и прочих стихийных бедствий.
Справедливости ради замечу, что многим нет дела и до этого. Мы живём в эпоху перформансов, когда ars не так уж и longa. Многочисленным инсталляциям изначально отмерено лишь несколько часов жизни. Кроме того, многие из нас могут их даже и не замечать. По пути на работу вы видели ленточные ограждения вокруг газона и думали: «Какая глупость! И зачем это?»; и даже не подозревали о том, что наблюдали арт-акцию группы современных художников.
Современное искусство гораздо туманнее традиционного, оно вышло за рамки галерей и за рамы картин. Основания и возможности объявить себя творцом-концептуалистом появились у довольно большого числа людей.
Как-то зимой, в один из дней лёгкой оттепели, я вышел на балкон и увидел вот что. Снега уже совсем не осталось — его нетолстый слой сошёл на нет. И прямо на голой земле, меж двух берёз, были выстроены в ряд шесть снежных комьев, которые ещё не успели растаять. Ни дать, ни взять — инсталляция! И даже концептуальной осмысленности искать долго не нужно: тут тебе и борьба противоположностей, и бренность всего сущего, и прочие, прочие вечные вопросы. А сделали это какие-то детишки.
Получается ли, что современное искусство — это фэйк? Вовсе нет, не получается. Коренное отличие инсталляции со снежными шарами от, скажем, фестиваля ледяных скульптур — в осмысленности сделанного. Когда в основе глупого и бессмысленного, на первый взгляд, поступка лежит идея — поступок перестаёт быть глупым и бессмысленным. Ведь не в том ли цель искусства, чтобы расширить наши привычные представления о реальности, намекнуть на возможность рассмотрения вещей под иным углом зрения, пробудить какие-то мысли?
Многие наши соотечественники находятся в плену у культурных (а также культмассовых) стереотипов, формировавшихся в них с детства. Отсюда возникают такие странные явления, как отказ считать электронную музыку музыкой, абстрактную живопись — живописью, авторское кино — достойным просмотра. Стоит ли так упрямо и самозабвенно сужать свой кругозор? Время, в которое мы живём, даёт нам неплохие возможности его расширять. Разве разумно пренебрегать таким удачным стечением обстоятельств?
Вопросы, как вы понимаете, риторические. И — раз вы читаете эту колонку и, к тому же, дошли до конца текста — ваши ответы на них совпадают с моими.
16.01.2006
|