Цифра по четвергам с Артемием Ломовым № 18
Экспозиция: вот такая диспозиция…
Будучи не в силах больше сносить нестерпимые угрызения совести, я прерываю непростительно долгое молчание. В предыдущем выпуске, если кто-то еще помнит таковой, мы положили начало обсуждению параметров съемки, так или иначе влияющих на экспозицию. Первая наша беседа коснулась, в основном, светочувствительности, явившись закономерным продолжением начатого ранее обстоятельного разговора о характеристиках матриц цифровых фотоаппаратов.
Так вот, с матрицами пока что закончим. Попробуем теперь поглубже копнуть материи, связанные с параметрами экспозиции.
Я уже успел обмолвиться в прошлый раз, что экспозиция — это физическая величина, в системе СИ измеряемая в люкс-секундах. Таким образом, экспозиция есть не что иное, как произведение освещенности (светового потока, отнесенного к площади) светочувствительного материала и времени воздействия света на этот самый материал в процессе съемки кадра. Если рассуждать в терминах, более приближенных к фактически наблюдаемым нюансам технической реализации фотоаппаратуры, проходящий сквозь линзы световой поток определяется относительным отверстием объектива (которое, в свою очередь, регулируется специальным устройством — диафрагмой), а время воздействия света на фотоматериал задается выдержкой.
В фотографии экспозиция как таковая полностью определяется ровно двумя параметрами. Это, как все уже поняли, суть те самые выдержка и диафрагма. (Ну, точнее, не собственно диафрагма, а величина относительного отверстия или хотя бы число диафрагмы, ибо ведь сама по себе диафрагма — это не какая-то там абстрактная величина, а техническое устройство, которое можно пощупать; правда, для этого в большинстве случаев придется разобрать объектив. Против устоявшегося профессионального жаргона, однако, не попрешь.)
Сочетание выдержки и диафрагмы называют иногда экспопарой. В предыдущем абзаце я не случайно заострил внимание на словах «ровно двумя». Дело в том, что, помимо термина «экспопара», фотографами используется еще и понятие «экспотройка». Экспотройку составляют все те же выдержка и диафрагма, плюс еще чувствительность. Строго говоря, чувствительность не является параметром экспозиции — это очевидным образом следует из определения последней. Чувствительность можно счесть параметром, влияющим на выбор экспозиции, но не более того. Ну, в прошлый раз мы уже обсуждали этот механизм на конкретном примере, даже с привлечением каких-то цифр. Грубо говоря, увеличиваем чувствительность в два раза, уменьшаем экспозицию в два раза — и получаем точно такой же кадр, какой получился бы без этих сомнительных манипуляций. :-)
Зачем вообще нужны два, а то и целых три параметра, влияющих на экспозицию? Неужто не хватает одного? Ведь можно же регулировать только световой поток или только время экспонирования? В общем-то, этой идее столько же лет, сколько самой фототехнике. В природе, несомненно, существуют примитивные по устройству фотоаппараты — например, с фиксированной выдержкой, жестко заданной конструкцией механизма спуска.
Но возможность тонкой настройки множества различных параметров, влияющих на экспозицию, как это ни банально звучит, расширяет творческие возможности фотографа.
Одну и ту же величину экспозиции могут обеспечить много разных сочетаний выдержки и диафрагмы, что дает простор для творчества.
…Выдержку, а уж тем более диафрагму можно очень долго обсуждать в нюансах. Этим мы обязательно займемся — но не сегодня. Намеренно не стану загружать сегодняшний выпуск «Цифры…» излишними подробностями. Его задача очень проста: буквально на пальцах, на простых и очевидных примерах, показать, как в основном, без учета множества сопутствующих менее заметных явлений, влияет на результаты съемки выбор параметров экспозиции. До скорой встречи.
31.03.2011
Теги: выдержка
диафрагма
относительное отверстие
параметры съемки
параметры экспозиции
световой поток
фотографическое творчество
число диафрагмы
чувствительность
экспозиция
экспонирование кадра
экспопара
экспотройка
|