Цифра по четвергам с Артемием Ломовым № 17
О плодах глобализации без всякой тригонометрии
Светочувствительность фотоматериала определяется его оптической плотностью (т. е. мерой поглощения света) в определенной точке характеристической кривой (отражающей зависимость оптической плотности материала от экспозиции — т. е. количества полученного им света) при проявке по некоему стандартизированному процессу.
…Пожалуй, это все, что необходимо знать практикующему фотографу про чувствительность с теоретической точки зрения. Разная там занимательная тригонометрия в предыдущем выпуске нашей колонки была оправдана своей чисто практической ценностью, но вот применительно к теме нашего сегодняшнего разговора углубляться в детали не имеет практического смысла. Все хорошо в меру.
Шкалы чувствительностей в разное время разрабатывали различные национальные и международные организации по стандартизации. Старожилы еще помнят пленку, маркированную в единицах ГОСТ или DIN. Глобализация, однако, берет свое — у нынешнего поколения фотографов слово «чувствительность» неразрывно связано с буковками ISO.
В единицах ISO исчисляют как светочувствительность пленки, так и чувствительность матриц цифровых фотоаппаратов — с той лишь разницей, что вместо оптической плотности во втором случае измеряется величина фотоэффекта (грубо говоря, уровень электрического сигнала, порождаемого пикселями сенсора). Ну и, в отличие от пленки, которая в пределах кассеты бывает только какой-то одной постоянной чувствительности, чувствительность матрицы цифрового фотоаппарата может регулироваться электроникой — при помощи поворота колесика (ну, или путем изменения соответствующей настройки в меню), причем в достаточно широких пределах. Речь идет о десятках и даже порой сотнях крат.
Единицы ISO безразмерные, у них нет аналогов в системе СИ. Хотя экспозиция, например, измеряется во вполне себе системных единицах — люкс-секундах. Впрочем, я не встречал ни одного живого фотографа, который бы пользовался ими на практике. :-) В то же самое время каждый фотограф четко знает, что экспозиция определяется двумя параметрами — выдержкой и диафрагмой. Выдержка — это время экспонирования кадра; диафрагма — относительное отверстие объектива. Число диафрагмы, де-факто, и определяет то, в какой степени ослабляется световой поток при прохождении через объектив.
Съемка «на высоких ISO» (этимологически некорректный термин, конечно, но таков профессиональный жаргон — привыкайте) позволяет использовать меньшие экспозиции. Увеличение чувствительности в два раза дает возможность снизить экспозицию в те же два раза (т. е. использовать вдвое более короткую выдержку при неизменной диафрагме или же уменьшить вдвое площадь отверстия диафрагмы при неизменной выдержке — в зависимости от творческих потребностей снимающего). Мы уже когда-то заикались о том, что отношение «в два раза» применительно к параметрам, влияющим на экспозицию, является сакральным для фотографов — оно называется «на ступень». Стандартные соседние значения выдержек и чувствительностей отличаются друг от друга как раз ровно вдвое. Стандартизированные диафрагменные числа, связанные с диаметром относительного отверстия, следуют друг за другом с шагом коэффициента в корень из двух (~1,4), ибо количество света, проходящего в единицу времени через диафрагму, прямо пропорционально все же никак не диаметру отверстия, а его площади. Подробнее про выдержку и диафрагму — в следующий раз, а пока вернемся к чувствительности.
В условиях хорошей освещенности поля кадра (на улице ясным днем; в специально оборудованной студии) для подавляющего большинства съемочных задач хватает чувствительности 100—200 единиц ISO (ну или, как скажут фотографы, ISO 100 — ISO 200). Более того, использование бо́льших значений чувствительности на фоне хорошего освещения снимаемых сцен несет в себе риск упереться в порог минимальных отрабатываемых затвором фотоаппарата выдержек (особенно в случае съемок с открытой диафрагмой). Поэтому при ярком свете нет никакого смысла «задирать ISO».
«Высокие ISO» могут потребоваться при съемке в помещении с относительно слабым (супротив студийного) искусственным светом без использования вспышки. Обычные 100—200 единиц в таких условиях могут обернуться необходимостью отработки слишком длительных выдержек — скажем, в десятые доли секунды. При этом, например, двигающиеся люди вполне могут получиться смазанными.
«Высокие ISO» хороши также при съемке в сумерках или ночью с рук (т. е. без штатива). К примеру, некоторая сцена (ну, например, какой-нибудь городской пейзаж), для правильного экспонирования которой при чувствительности ISO 100 и диафрагме f/8,0 требуется выдержка 8 секунд, может быть снята с выдержкой в 1/8 секунды при ISO 800 и f/2,8. Увеличение чувствительности на три ступени и увеличение диафрагмы на три ступени позволило сократить требуемую выдержку на 6 ступеней, т. е. в 26 = 64 раза.
К сожалению, далеко не все фотоаппараты могут позволить своим владельцам использовать повышенные чувствительности в повседневной практике. Мы, кажется, уже говорили о том, что, при прочих равных условиях, чем больше чувствительность матрицы, тем больше влияние шумов. (Можно провести аналогию с аудиотехникой. Если используется очень чувствительный ненаправленный микрофон и соответствующей чувствительности усилительный тракт, то в динамиках будут, помимо некоего полезного сигнала, воспроизводиться все едва заметные посторонние шорохи, улавливаемые тем самым микрофоном. Или, если угодно… Легко ранимую — чувствительную — душу можно запросто растревожить какой-нибудь мелочью, мимо которой человек «толстокожий» пройдет, даже не обратив внимания.) Но мы и подчеркивали — именно что при прочих равных. Электроника не стоит на месте, и уже созданы сенсоры с малым уровнем шумов, а также аппаратно-программные решения для эффективного шумоподавления. К сожалению, более качественные сенсоры являются и более дорогими — чудес на свете не бывает. Поэтому комплектуются ими камеры соответствующего ценового диапазона.
Каким бы ни был номинальный диапазон чувствительностей у той или иной камеры, рабочий, т. е. пригодный если не для высококачественной художественной, то хотя бы для какой-никакой документальной съемки диапазон у компактных камер и младших моделей «зеркалок» обычно не выходит за рамки ISO 400.
Современными «зеркалками» полупрофессионального класса можно снимать далеко не идеальные, но приемлемые по качеству для документальных целей кадры при ISO 1600.
Наконец, топ-модели зеркальных фотоаппаратов и на ISO 6400 могут давать вполне пригодные для использования снимки.
Плюс-минус (сколько? ступень, ясное дело ;-)), но в среднем где-то так.
10.02.2011
Теги: ISO
выдержка
диафрагма
освещенность поля кадра
рабочий диапазон чувствительностей
светочувствительность
ступень экспозиции
съемка в помещении
съемка с рук
чувствительность
экспозиция
|