Цифра по четвергам с Артемием Ломовым № 14
Зеркальное, незеркальное, псевдозеркальное…
Заведя под конец прошлого года неспешный разговор о фотоаппаратуре, мы успели обсудить тот факт, что между «зеркалками» и «компактами» имеет место, в сущности, единственное лишь системное различие, которое, однако, является настолько важным, что лишает всякого смысла производство компактных камер, приближающихся по всем остальным характеристикам к зеркальным фотоаппаратам профессионального класса.
Собственно, сегодня самое время попробовать разобраться в том, что же это такое за «остальные характеристики». Предлагаю для начала бегло, конспективно наметить основные (помимо пресловутой конструкции видоискателя) особенности «зеркалок», обуславливающие возможность их комфортного и уверенного (по сравнению с «компактами») использования в качестве профессиональных инструментов. А в последующих выпусках нашей колонки попробуем уже детально рассмотреть кое-какие избранные моменты.
Самой важной особенностью зеркальных фотоаппаратов (ну, конечно, после собственно «зеркальности») мне представляются гораздо бо́льшие физические размеры сенсоров по сравнению почти со всеми компактными камерами. (Речь идет о размерах, которые измеряются в миллиметрах, а не в мегапикселях — ну, это так, на всякий случай.) У «зеркалок» размеры матриц сравнимы — или, в случае наиболее дорогих моделей, в точности совпадают — с размерами пленочного кадра (36×24 мм). У подавляющего большинства «компактов» линейные размеры светочувствительных матриц меньше соответствующих параметров пленочного кадра в разы, а площади — в десятки раз.
На что это влияет? Во-первых, в силу фундаментальных законов оптики, сенсоры большего размера дают возможность в гораздо более широких пределах управлять глубиной резкости. (Малая глубина резкости важна, например, при художественной портретной съемке. А, снимая «мыльницей» с крошечной матрицей, практически невозможно получить в достаточной степени размытый задний план — таким образом, компактные фотоаппараты для работы в подобных жанрах чисто физически непригодны.)
Во-вторых, матрицы меньшего размера в несравненно более значительной степени «шумят». Основная причина тому — существенно бо́льшая плотность расположения светочувствительных элементов. (12 мегапикселей «мыльницы» карманного форм-фактора, теснящиеся на матрице размером с ноготь мизинца, и 12 мегапикселей первого «пятака», ну, то бишь, фотоаппарата-легенды Canon EOS 5D, вольготно раскинувшиеся на просторах полного кадра — это, скажу я вам, две ну очень большие разницы.) Следует принять во внимание и тот факт, что у компактных фотоаппаратов без оптического видоискателя сенсор работает далеко не только в момент экспонирования кадра — стало быть, велик вклад тепловых шумов матрицы в общую не слишком радостную картину. В общем, «зеркалки» (ну, точнее, камеры с относительно большими сенсорами) позволяют работать в ощутимо более широком диапазоне чувствительностей и выдержек. Например, при съемке без вспышки в помещении в условиях недостаточной освещенности «зеркалка» может дать вполне сносные результаты при работе с такой чувствительностью, которая для карманной «мыльницы» была бы попросту запредельной. А ночью, снимая с длительными выдержками, в случае использования «зеркалки» можно получить и вовсе сказочные картинки. Вот пример снимка, сделанного в подобных условиях «зеркалкой» любительского класса. Влияние теплового шума при экспонировании кадра в течение значительного времени хотя и вполне заметно (особенно на темном небе — то есть там, где доля полезного сигнала в структуре соотношения сигнал/шум наименьшая), но все же его никак нельзя счесть катастрофическим. При желании этот шум можно было бы практически полностью подавить на этапе пост-обработки. Аппаратура же более высокого класса может обеспечить результат ощутимо более высокого качества изначально.
В-третьих, для кого-то может быть важной возможность использования с цифрозеркалками объективов от пленочных камер. Взаимозаменяемость и совместимость — тоже, в общем-то, не последнее дело.
Второй в нашей очереди, но никак не второстепенный по важности пласт отличий зеркальных фотоаппаратов от компактных заключается в такой штуке, как скорость работы.
Затвор в «зеркалках» срабатывает мгновенно при нажатии на кнопку спуска — это чрезвычайно важно, ибо даже доли секунды задержки способны погубить ценный репортажный кадр. (Смежный момент — скорострельность при серийной съемке; у профессиональных моделей репортерских камер этот показатель достигает десятка кадров в секунду.)
Зеркальные аппараты комплектуются продвинутыми, принципиально иначе устроенными, нежели в компактных камерах, системами автофокуса, быстродействие которых ограничивается зачастую лишь механикой объектива. Помимо того, что автофокус должен работать быстро, он должен быть цепким и точным. Автофокус — это один из наиболее ответственных компонентов фотоаппарата, поэтому по качеству работы и обилию настроек системы автофокуса профессиональных репортерских камер и «зеркалок» начального уровня могут отличаться как небо и земля. Примерно то же самое, с точностью до нюансов, можно сказать и про системы экспозамера.
Переключение режимов съемки, изменение параметров экспозиции (выдержка и диафрагма), изменение фокусного расстояния объектива (в случае использования зум-объективов), наводка на резкость (в режиме ручной фокусировки) и прочие технические манипуляции в «зеркалках» осуществляются легко и просто, а самое главное, быстро — при помощи поворота колесиков на корпусе аппарата или колец, опоясывающих объектив. Компактные камеры мало того, что предусматривают в большинстве своем лишь ограниченный набор настроек, так еще и чрезвычайно затрудняют процесс выбора нужных параметров даже из числа тех, которые формально можно изменять вручную (ну, типа, для того, чтобы установить нужное значение диафрагмы, бывает необходимым чуть ли не в меню лезть и там копаться в нескольких уровнях вложенности, а для того, чтобы «приблизить» объект съемки зумом, нужно ждать, пока моторчик соблаговолит обеспечить требуемое взаимное расположение линз объектива).
Собственно, тут мы заодно сформулировали и третий набор отличий «зеркалок» от «компактов» — несравненно более высокий уровень удобства использования, «юзабилити», так сказать. Ну, конечно, если не принимать во внимание размеры и вес. :-)
Четвертая особенность, присущая зеркальным камерам и практически не распространенная среди компактных фотоаппаратов — возможность смены оптики. Продвинутый фотолюбитель таскает с собой в кофре, помимо камеры («тушки», body; а то и двух, чтобы расходовать поменьше драгоценного времени на замену объективов) и объектива-«штатника», использующегося наиболее часто, еще телевик и какой-нибудь сверхширокоугольник или «рыбий глаз», а то и портретник с фиксированным фокусным расстоянием и большой светосилой. Не считая кучи фильтров (ультрафиолетовый, поляризационный, градиентный, инфракрасный, парочка цветных…) и бленд на каждый объектив — диаметры-то обычно разные у всех них. Скажем прямо, весь этот боекомплект весьма недешев — но искусство требует жертв. Мой двоюродный дед, дядя Витя, о котором я уже рассказывал когда-то, любил произносить пословицу: «Хочешь разорить друга — подари ему фотоаппарат». :-)
…Мир, конечно, намного разнообразнее, чем наши представления о нем. В природе существуют незеркальные цифровые фотоаппараты с сенсорами примерно таких же размеров, как у «зеркалок» начального уровня. (Равно как существуют и зеркальные фотоаппараты с сенсорами, размеры которых больше, чем у пленочного кадра — это уже ближе к так называемому среднему формату. Не удивляйтесь; для цифры, конечно, это запредельно большой формат, но термин дошел до нас из эпохи, когда использовались фотопластины и куда бо́льших размеров.) В природе существуют продвинутые «компакты» с весьма удобными органами управления, двумя дисплеями и кольцами на объективе. В природе существуют незеркальные цифровые аппараты с возможностью смены оптики. В общем, много что в ней интересного существует, в природе-то. Но это лишь единичные модели. Своего рода исключения, подтверждающие правило.
Для всех подобных продвинутых «компактов» даже выдумали когда-то определение — псевдозеркальные аппараты. Я по этому поводу думаю следующее. Лет пять-семь тому назад в подобной аппаратуре был какой-то смысл, ибо цифрозеркалки, даже совсем любительского класса, в ту пору были ну слишком уж неприлично дорогими. Сейчас, когда цифровой зеркальный фотоаппарат начального уровня можно приобрести менее чем за 20 тысяч рублей, я, честно говоря, сомневаюсь в оправданности покупки аппаратуры с приставкой «псевдо».
И еще такая мысль. Электроника, конечно, развивается куда как быстрее оптики. Рано или поздно наступит тот день, когда появятся сенсоры с пренебрежимо малым уровнем шумов и дисплеи огромного разрешения с всеохватным динамическим диапазоном. Тогда, вероятно, громоздкая конструкция оптического видоискателя на основе зеркала и пентапризмы исчерпает себя, и даже профессиональные камеры репортерского класса будут комплектоваться только электронными видоискателями. Но это случится только в будущем. Лет через двадцать, может быть. Пока же, вот на данный момент, этого не произошло. Да, во многих новых моделях «зеркалок» уже есть функция Live View (ну, говоря по-русски, это когда дисплей работает в режиме видоискателя). Тем не менее, эти аппараты все же не перестают оставаться «зеркалками».
Ну, и напоследок. Если вы, уважаемые читатели, думаете, что моя цель — настроить вас против компактных фотоаппаратов и во что бы то ни стало убедить вас потратить последние сбережения на «зеркалку», то вы глубоко заблуждаетесь. Если вдруг вы находитесь в данный момент в раздумьях перед приобретением нового фотоаппарата, прежде всего решите для себя, для каких целей он вам потребен. Приобретать «зеркалку» для того, чтобы брать ее с собой в отпуск пару раз в год и снимать там банальные сюжеты для домашнего фотоальбома на автомате — это примерно то же самое, что покупать внедорожник или спорткар для того, чтобы на этой машине киснуть в городских пробках на маршрутах «дом — работа» и «дом — супермаркет», не выбираясь никуда более. (Впрочем, многие именно так и поступают, как ни странно…) Анри Картье-Брессон утверждал, что хороший снимок можно сделать и консервной банкой. Добавить к этому тезису можно лишь то, что при прочих равных консервной банкой хорошие снимки делать несколько труднее, чем первоклассной цифрозеркалкой — процент брака будет выше. Продвинутая фотоаппаратура, как и любой другой хороший инструмент, замечательна тем, что позволяет абстрагироваться от разного рода технических ограничений и сосредоточиться непосредственно на реализации творческих замыслов. Снимайте тем, что нравится и что отвечает вашим потребностям. Идеальный фотоаппарат для каждого свой.
Следующий выпуск «Цифры…», на мой взгляд, имеет смысл посвятить более предметному разговору о характеристиках матриц — размерах, разрешении и чувствительности.
13.01.2011
Теги: live view
автофокус
глубина резкости
длительная выдержка
полный кадр
псевдозеркальные фотоаппараты
скорострельность
сменная оптика
средний формат
физические размеры сенсоров
чувствительность сенсора
шумы сенсора
экспозамер
|