|
Перемены истории с Виктором Сонькиным № 5
Бунтарь: Гектор Берлиоз (часть I)
Трудно сказать, почему Булгаков дал одному из своих персонажей, педанту и конформисту, фамилию великого французского композитора, не отличавшегося ни педантизмом, ни раболепством перед господствующим вкусом. Булгаковеды наверняка высказали по этому поводу немало догадок, мы же осторожно предположим, что в романе, замешанном на дьявольщине самое место имени композитора дьявольского и макабрического.
«Я родился 11 декабря 1803 года в Кот-Сен-Андре, крошечной французской деревушке, расположенной в департаменте Изер между Веной, Греноблем и Лионом, писал Берлиоз в мемуарах. В месяцы, предшествовавшие моему появлению на свет, моя мать не видела во сне, как мать Вергилия, что она рожает лавровую ветвь. Сколь бы болезненным ни было сие для моего самолюбия, я должен добавить, что ей также не казалось, подобно Олимпиаде, матери Александра [Македонского], будто она носит во чреве горящую головешку. Не спорю, это невероятно но это так. Я увидел свет самым обыденным образом, без знамений, характерных для более поэтических эпох, без предвестий будущего славного пути. Может быть, нашему времени не хватает поэзии?»
Время было непростое, послереволюционное, военное; школы не работали или работали кое-как, и маленький Гектор получил свои первые уроки от отца, молодого врача. Добрый доктор учил сына естественным наукам и латыни выучил до такой степени, что тот еще мальчиком плакал над пассажами из вергилиевской «Энеиды». Основы музыкального образования Берлиоз-старший сыну тоже преподал, но только основы, дальше Гектор двинулся самостоятельно. К 12 годам он освоил азы гармонии, стал сочинять небольшие пьески для местных камерных оркестров и научился играть на флейте и гитаре на последней, говорят, весьма виртуозно. Но музыкальным вундеркиндом Берлиоз не был ни в малейшей степени по крайней мере, если сравнивать его с такими юными гениями, как Моцарт или Мендельсон.
Во времена существенно более благополучные, в эпоху реставрации Бурбонов, Берлиоз по воле родителей отправился в Париж изучать медицину. Первые же занятия в анатомичке привели его в такой ужас, что он немедленно забросил учебу и решил поступать в консерваторию. Отец сердился и писал юноше: «Ты знаешь, как я отношусь ко второсортным музыкантам и прочим артистическим натурам». Берлиоз в мемуарах приводит эти слова и с характерным мягким сарказмом отмечает, что папаша совсем по-другому относился ко второсортным докторам а они-то не только бесполезны, но и откровенно опасны.
Берлиоз закончил свое музыкальное образование сложившимся художником. В 1830 году он получил престижную «Римскую награду» за композиторское мастерство, что отчасти примирило родителей с его выбором карьеры. И в этом же году он дебютировал в большом музыкальном мире произведением, которое принесло ему первую и до известной степени последнюю славу. Даже в наши дни, когда гений Берлиоза постепенно получает в полном масштабе то признание, которое заслуживает, «Фантастическая симфония» остается самым известным его произведением.
Symphonie Fantastique, как сказали бы сейчас, «основана на реальных событиях». В конце 1820-х годов в Париж прибыла театральная труппа Уильяма Макреди. Давали, конечно, Шекспира немного раньше, в «век разума», его сочли бы слишком варварским и грубым, а теперь он как раз входил в моду. Примадонной труппы была ирландская актриса Гарриэтта Смитсон; в Лондоне ее карьере мешал провинциальный выговор, но в Париже и в наши дни это мало кто заметит, а тогда по-английски тем более понимали немногие. Смитсон имела бешеный успех. Берлиоз побывал в театре и влюбился с первого взгляда. То, что он не был знаком с предметом своей страсти, ему не мешало он писал ей безумные влюбленные письма и не мог отделаться от наваждения. Плодом этого виртуального романа и стала «Фантастическая симфония» одно из первых программных произведений в западноевропейской музыке.
Программное это значит, что структура выстраивалась не только с помощью чисто музыкальных средств, но и с помощью средств литературных. У «Фантастической симфонии» есть сюжет он подробно описан в сопроводительном тексте («программе»), который получал на премьере каждый слушатель. Роль Гарриэтты исполняла навязчивая, запоминающаяся, красивая мелодия, возникающая в том или ином виде в каждой из частей симфонии. Сюжет вкратце таков: герой безнадежно и страстно влюблен. Он мечется, не в силах избавиться от наваждения (часть первая, «Мечты»). Он пытается развлечься и развеяться (часть вторая, «Бал») тщетно: мысль о возлюбленной настигает его, и бешеная мелодия танца не приносит облегчения. Он пытается удалиться под сень струй (часть третья, «В полях»), слушает пасторальную перекличку двух пастухов (гобой и английский рожок) но надвигающаяся буря снова напоминает ему, что всюду страсти роковые и от судеб защиты нет. В своем эскапизме герой ударяется в наркоманию; в опиумном бреду ему кажется, что его ведут на казнь за убийство возлюбленной (часть четвертая, «Марш на эшафот»). Пятая часть «Сон в ночь шабаша» продолжает безысходную психоделическую тему; в ней навязчивая идея героя превращается в уродливый плясовой мотивчик.
Гарриэтта, которую сам Берлиоз упорно называл Генриэттой, считала письма безумного француза слишком откровенными, и в наши дни, вероятно, подала бы на него в суд за навязчивое преследование. Но в конце концов, по прошествии нескольких лет, после того, как Берлиоз успел съездить на долгосрочную стажировку в Италию, мадемуазель Смитсон все-таки приняла приглашение композитора, переданное через общих знакомых, и пришла послушать симфонию. Музыка ли ее поразила, личное ли знакомство с автором пламенных писем произвело неожиданно сильный эффект в 1833 году Берлиоз и Смитсон поженились. К этому времени ее карьера уже клонилась к закату, финансовые дела были расстроены, устроенный друзьями бенефис не принес желаемых результатов. Семейная жизнь не удалась: Гариэтта пила, супруги бурно ссорились, и спустя пресловутые семь лет разошлись. Плодом их союза, если не считать «Симфонии», был сын Луис.
(Продолжение следует)
01.06.2006
Теги: Берлиоз
история
музыка
|
Ваш отзыв автору
|
|
|