|
Примечания переводчика по понедельникам с Александром Шапиро № 48
Страшный суд
Самый таинственный из величайших мастеров Возрождения Микеланджело. В его произведениях спрятано множество загадок, а про него самого мало что достоверно известно. Около пятисот лет назад он расписал Сикстинскую Капеллу, где нарисовал фреску «Страшный суд».
В «Страшном суде» святой Варфоломей держит в одной руке скорняцкий нож, а в другой содранную кожу. Это, естественно, символизирует то, что со святого Варфоломея содрали кожу. Лишь в 1925 году исследователи увидели, что эта кожа представляет собой автопортрет самого Микеланджело.
Спустя еще некоторое время, заметили связанную с этим особенность композиции фрески: у расположенного в центре Христа взгляд направлен в точности на изображение Микеланджело. Искусствоведы высказали гипотезу, что художник показал, что представляет себя на суд божий.
На мой взгляд, гипотеза верна. Чтобы подтвердить ее, я бы предложил обратить внимание на фигуру святого Варфоломея. Его взгляд направлен на Христа, а нож в правой руке занесен над Микеланжело. Вместе это показывает, что именно в данный момент решается участь художника. Но почему святой Варфоломей? Дело в том, что в христианской традиции святой Варфоломей и при жизни, и после смерти был связан с чудесами изменения массы и веса. Самая известная легенда о нем гласит, что когда его тело было вынесено на берег, местный епископ велел мужчинам принести тело. Но оно оказалось слишком тяжелым. И тогда епископ велел принести тело детям, которые легко справились с задачей.
Символизм центральной части «Страшного суда» таков: изображен момент, когда Христос решает судьбу Микеланжело, а святой Варфоломей символизирует весы, на которых взвешивается участь художника. Скорее всего, фигуры, расположенные над святым Варфоломеем, тоже имеют отношение к Микеланжело и некоторые из них, возможно, заступаются за него. Но эта загадка пока еще не решена
Самое забавное в этой истории заключается в том, что разгадка замысла Микеланджело была все это время перед носом. Дело в том, что Микеланджело не только ваял скульптуры и писал фрески, но еще и сочинял стихи. Хорошо известен сонет, который Микеланджело написал приятелю, описывая свою работу в Сикстинской капелле.
К Джованни, что из Пистойи
Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
(перевод Эфроса)
Оригинал
(a Giovanni da Pistoia)
I ho già fatto un gozzo in questo stento,
come fa lacqua a gatti in Lombardia
o ver daltro paese che si sia
ca forza l ventre appicca sotto l mento.
La barba al cielo, e la memoria sento
in sullo scrigno, e l petto fo darpia,
e l pennel sopra l viso tuttavia
mel fa, gocciando, un ricco pavimento.
E lombi entrati mi son nella peccia,
e fo del cul per contrapeso groppa,
e passi senza gli occhi muovo invano.
Dinanzi mi sallunga la corteccia,
e per piegarsi adietro si ragroppa,
e tendomi comarco soriano.
19.05.2008
Теги: Микеланджело
сонет
|
Ваш отзыв автору
|