Пятничный шип № 104
Тот самый мед
|
и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Народная мудрость |
Когда прадеды русских селились в северных лесах, они, наверное, делали это из соображений безопасности. В те времена на месте нынешних российских городов и полей простиралась тайга настолько дикая и густая, что не то что внешние враги, сами русские порой не могли сквозь нее пробраться.
Исторический факт, как-то раз два русских князя, решившись подраться между собой на междоусобной почве, собрали свои дружины и выступили навстречу друг-другу. Сражение так и не состоялось, княжеские дружины разминулись в дебрях и блуждали по лесам, пока весь запал подраться не прошел. А несколько веков спустя один-единственный русский крестьянин по фамилии Сусанин в одиночку расправился с целой вражеской армией очень простым способом. Взял да и отвел ее в лес.
Однако, оборотной стороной такой безопасности оказался климат, который, с точки зрения жителей более южных стран, для жизни совершенно непригоден. Ну посудите сами, разве можно нормально жить в местах, где лето (по европейским меркам) длится всего пару месяцев, а снег лежит полгода.
Тем не менее, русские устроились неплохо, и жили как все: разводили скот, выращивали зерно и репу, воевали помаленьку. Но вот виноград в России не рос, ни белый ни рос, ни красный, никакой. А потому своего вина у русских не было. Пиво было, но ведь не пивом единым пьян человек. Кроме пива порой хочется чего-то такого, благородного.
Лишившись возможности делать вина, русские компенсировали это упущение изобретением медов. Не тех, медов, конечно, которые делают пчелы, а тех самых, которые нам так хорошо известны из русских народных сказок. Помните присказку «и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»?
Но вот собственно, что такое этот самый «мед», который так любили пить сказочные герои, известно очень немногим нашим современникам. В те старые времена готовить мед все умели сызмальства, и потому рецептов никто не записывал. А потом, когда страну наводнили вкусные заграничные вина, никто не озаботился о том, чтобы сохранить великое национальное изобретение.
И если бы не немецкий ученый Адам Олеарий, проехавший через Россию в 17 веке в качестве секретаря персидского посольства, мы бы так, пожалуй, и не знали бы, какой он был, тот сказочный мед. Олеарий, один из самых блестящих умов 17 века, оставил после себя интереснейшие путевые заметки, в том числе и рецепт русского меда, который, кстати говоря, ему очень понравился.
«Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу. Меня учили варить его следующим образом: прежде всего, спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду; затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого, или отделенного от воска, пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2 или 3 кувшина воды, смотря по тому, предпочитают ли сладкий или крепкий мед. Затем бросают сюда кусочек поджаренного хлеба, на который намазано немного дрожжей; когда начнется брожение, хлеб вынимают, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней. Некоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей, вешают [в бочку] завернутые в лоскуток материи гвоздику, кардамон и корицу. Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже и через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей».
Кстати, Олеарий попутно и записал наверное одно из первых руководств по фальсификации продукта.
«Некоторые иногда наливают плохую водку в малину, затем мешают ее и, дав постоять сутки, сливают настойку и смешивают ее с медом».
И знаете, что-то мне подсказывает, что именно по последнему рецепту делаются все те фруктовые настойки, что продаются в наших магазинах.
18.04.2008
Теги: алкоголь
водка
мед
настойка
|