|
Перемены истории с Виктором Сонькиным № 16
Об Иерусалимском Храме и его трех встречах с язычниками
|
Эта ночь непоправима,
А у вас ещё светло.
У ворот Ерусалима
Солнце чёрное взошло.
О. Мандельштам |
Для начала надо разобраться, что такое «второй храм» и «язычники».
В древние времена иудаизм был храмовой религией ритуалы, праздники и обряды концентрировались вокруг одного места, и этим местом был Храм. Сначала роль такой точки выполняла скиния Завета своего рода походный храм, в котором хранились дарованные Моисею скрижали с десятью заповедями. Потом, когда евреи осели в обетованной им земле, и центром их жизни стал Иерусалим, царь Давид решил выстроить постоянный храм но Бог велел подождать, потому что Давид был воин, и руки его были обагрены кровью людей. Созидателем Храма стал его сын Соломон. Хирам, царь финикийского города Тира, прислал в помощь Соломону опытного зодчего, по имени тоже Хирам, и за семь лет храм был построен.
Этот храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э. Тогда же значительная часть евреев была угнана в рабство, и с этого времени значительная часть избранного народа («диаспора») всегда жила в рассеянии, вдали от Палестины.
Когда Вавилон пал под ударами персов, новые властелины Востока проявили дипломатизм и толерантность. Царь Кир разрешил евреям вернуться домой, и Храм был возведен вновь. Период с 516 г. до н.э., когда работа над строительством была закончена, до 70 г. н.э., когда Храм был разрушен, называется эпохой Второго храма.
Строго говоря, за этот промежуток храмов было два. Около 20 г. до н.э. царь Ирод Великий, обуреваемый жаждой строительства, практически снес существующий храм и построил на его месте новый. Но это было все-таки не насильственное разрушение, а очень масштабная реконструкция; преемственность сохранилась, и храм Ирода не стал называться «третьим».
Во Втором храме, по сравнению с первым, не было Ковчега Завета, священного огня, посоха Аарона, скрижалей с десятью заповедями, а также урим и туммим неких священных объектов, используемых для гадания (что это такое в точности не известно, что позволяет разным шарлатанам вроде Коэльо до сих пор предлагать собственные версии).
Теперь про язычников. В Библии это слово (латинское gentiles, греческое ethnoi, древнееврейское гойим и нохри) означает в разных контекстах «народ, племя» и чем дальше, тем больше «чужой народ» и «чужое племя», т.е. людей неиудейской веры. Еврейское «гой», перешедшее из библейских текстов в новые языки, в том числе при посредстве идиш в русский и английский, часто считается оскорбительным. Надо понимать, что оскорбительность таким словам приписывают люди с болезненным самолюбием; в самом слове ничего оскорбительного нет, и в Торе оно неоднократно используется просто в значении «народ», в том числе народ Израиля. В Бытии, 12:2, Бог обещает Аврааму, что произведет от него «великий народ» (гой гадол).
Для наших целей «язычники» это греки и римляне, два великих средиземноморских политеистических народа. Как мы уже говорили, на тех перекрестках, где они встречались с иудеями, прорастали зерна всей грядущей европейской истории.
Первая встреча язычников с Храмом, скорее всего, придумана. Со стороны язычников в ней участвует Александр Македонский, фигура сама по себе почти сказочная. Историю рассказывает Иосиф Флавий (в сущности, все подробности о древней Иудее мы знаем почти исключительно от него) в одиннадцатой книге «Иудейских древностей». Александр, расправившись с осадой нескольких левантийских городов, направляется к Иерусалиму и первосвященник Иаддуй решает, что греки уничтожат город, Храм, население, и призывает народ к усердной молитве. Заснувшему Иаддую является Бог, который велит ему облачиться в торжественные одеяния и выйти из города навстречу Александру. Александр же, завидев такую процессию, сам первый приветствует первосвященника. Это само по себе так неслыханно, что свита начинает расспрашивать завоевателя, не перегрелся ли он а он объясняет, что уже видел первосвященника во сне, и он когда-то посоветовал ему перейти Геллеспонт и напасть на Дария, и с тех пор удача от него не отворачивалась. После этого Александр заключает с иудеями налоговый договор на необременительных условиях, приглашает их воевать на его стороне, не поступаясь своими древними обычаями, и, осчастливив Иерусалим, отправляется восвояси.
Превращение всего Восточного Средиземноморья в полигон военных и политических игр македонской династии плачевно сказалось на положении Иудеи. Селевкиды, в чью геополитическую сферу она по умолчанию входила, не отличались тактичностью, которую Иосиф приписывает Александру. Эллинизация шла полным ходом и в какой-то момент привела к бурной вспышке насилия между евреями и язычниками. В 167 г. до н.э. царь Антиох IV Епифан запретил иудейские обряды и осквернил храм; сыновья нонконформистского священника Маттафии, известные под именем «Маккавеи» («молоты») подняли мятеж и в конце концов разбили войска Антиоха, восстановили древние обряды и провели ритуальное очищение храма. Талмуд рассказывает, что масла в Храме хватало только на то, чтобы вечный огонь горел один день но чудесным образом он не гас восемь дней, и этого времени хватило на подготовку новой партии масла. В честь победы Маккавеев иудеи до сегодняшнего дня празднуют Хануку (слово означает «посвящение») и зажигают свечи.
Вторая встреча состоялась в 63 году до н.э., и язычников на этот раз представлял Помпей (Гней Помпей, прозванный «Магнус», «Великий»; это прозвище было дано молодому Помпею диктатором Суллой видимо, в издевку и Помпей довольно долго им не пользовался). В ту пору в Восточном Средиземноморье хозяйничали пираты; они почти полностью парализовали нормальную коммерческую деятельность, в частности торговлю хлебом, и обнаглели настолько, что стали совершать сухопутные грабительские рейды, в том числе на территории Италии. В 67 г. после упорной позиционной борьбы римский Сенат принял закон, который давал Помпею неограниченные военные полномочия (imperium infinitum) для борьбы с пиратами сроком на три года. Помпей взялся за дело очень решительно, но при этом поступил не как типичный вояка, а как государственный муж: жестоко расправившись с главарями, он расселил рядовых пиратов на побережье Киликии, где находилась их «база» (это южный берег Турции, к востоку от знакомой всем Анталии), наделил землей и превратил из бандитов в честных земледельцев, заодно создав для себя надежную клиентскую базу в Малой Азии. Цицерон захлебывался от восторга: Ita tantum bellum, tam diuturunum, tam longe lateque dispersum, quo bello omnes gentes ac nationes premebantur, Cn. Pompeius extrema hieme apparavit, ineunte vere susceptit, media aestate confecit («И такую войну, столь долгую и обширную, какую только приходилось терпеть племенам и народам, Гн. Помпей в конце зимы подготовил, в начале весны предпринял, в середине лета закончил». О законе Манилия, 35).
У Помпея осталось свободное время, в течение которого он мог воспользоваться своей безграничной властью. Он решил замирить и подчинить Риму спорные и сомнительные территории и пошел войной на понтийского царя Митридата. Безвластие, по римским понятиям, царило также в Армении, на Крите, в Сирии. Разобравшись с Понтом, Сирией и Финикией, Помпей подошел к стенам Иерусалима.
Евреи, как водится, были в этот момент заняты междоусобными разборками. Два брата из Хасмонейской династии (потомки Маккавеев), Гиркан и Аристобул, попытались привлечь Помпея каждый на свою сторону. Гиркан произвел на Помпея благоприятное впечатление (не в последнюю очередь потому, что его взятка была щедрее), и объединенными усилиями людей Гиркана и римлян Иерусалим был отнят у Аристобула (которому позже удастся взять реванш).
Иосиф Флавий, которому приходилось выполнять сложнейшую и неблагодарную пропагандистскую миссию объяснять римлянам величие и благочестие своего народа и объяснять своему народу величие и благочестие римлян (он старался, как мог, но обе его цели были, в сущности, невыполнимы), сообщает о том, что даже под обстрелом богослужения и жертвоприношения в Храме продолжались. Когда храмовая стена пала, произошла резня: множество иудеев (Иосиф говорит до двенадцати тысяч) были убиты римлянами и друг другом, некоторые покончили с собой. Помпей со своими офицерами ворвался в Храм. Наверняка ему было страшно любопытно, как иудеи представляют себе своего сурового, величественного Бога, и какие несметные богатства хранятся в сокровищнице. Зайдя в кадош кадошим (святую святых), Помпей был обескуражен: ни статуй, ни картин, ни несметных богатств только книжные свитки (идея священного писания римлянам была чужда и непонятна). В силу своего благочестия, сообщает Иосиф, Помпей не тронул храмовое золоту и казну, и приказал на следующий день провести очищающие церемонии вход язычников в Храм его понятным образом осквернил. Возвращаясь из Иудеи, Помпей взял с собой немалое количество пленников, и еврейская диаспора в Риме стала еще многочисленнее.
О том, как развивались отношения между Римом и Иудеей в первом веке н.э. условно говоря, в эпоху Христа мы поговорим в другой раз; пока же перешагнем сразу через полтора столетия, к последним дням Второго храма. В 66 г. н.э. в Иудее к тому моменту уже римской провинции поднялся мятеж против римского владычества. Подавлять его отправился пожилой и опытный полководец Веспасиан, но в 69 г. его отвлекли события в самом Риме после смерти Нерона там наступила полная чехарда («год четырех императоров»), и Веспасиан решил и не ошибся что в этой мутной воде можно кое-что поймать. На хозяйстве в Иудее он оставил своего сына Тита. Тит осаждал Иерусалим пять месяцев, и военные действия были в значительной степени сконцентрированы вокруг Храма. В Иерусалиме опять враждовали между собой две партии Иоанна из Гишалы, который преследовал чисто политические цели и чеканил монеты с лозунгом «Свобода Сиона», и Симона Бар-Гиора, лидера с мессианской программой, на чьих монетах лозунг звучал как «Искупление Сиона». Тит подвел к стенам Иерусалима четыре легиона; восточные царьки и племенные вожди прислали собственные подкрепления; из Италии подтянулись головорезы из распущенных армий проигравших претендентов на императорский престол, Отона и Гальбы. У защитников Иерусалима не было шансов.
Тем не менее борьба оказалась напряженной. Город был обнесен несколькими периметрами крепостных стен; римляне прорвали два из них и захватили «новый город» ценой ожесточенных боев. Тит понял, что штурм будет рискованным мероприятием и может не дать быстрых результатов. Он сменил тактику, возведя вокруг города заградительный кордон и вырубив все деревья в радиусе пятнадцати километров. В городе, и без того страдавшем от голода и скученности, начались эпидемии. Те, кому удавалось вырваться и сдаться в плен, порой так жадно набрасывались на еду, что, не выдержав, умирали. Рассчитывая, что защитники ослабели, Тит приказал штурмовать Антониеву башню, расположенную рядом с Храмом но оказалось, что за ее стеной успели возвести еще одну. Тогда римляне послали группу десантников в составе 24 человек; защитники Храма переоценили угрозу и отступили в Храм, оставив незащищенным собственные подземные коммуникации; в образовавшуюся щель хлынули римляне. Несколько дней спустя известие о том, что священники были вынуждены прервать ритуальные жертвоприношения, подорвало моральных дух сражающихся иудеев. Храм был предан огню. Иосиф утверждает, что инициатива была низовой и исходила от солдат но, как верный клиент Тита и Веспасиана, он никак не мог очернить их в глазах своих читателей; другие источники, со ссылками на несохранившийся текст Тацита, показывают, что приказ уничтожить Храм исходил от Тита. Гибель Храма пришлась на 9-е число месяца ава тот же день еврейского календаря, когда вавилоняне разрушили первый Храм. (Вообще, это число теша б'ав считается злосчастным для еврейского народа; на него и позже приходились разнообразные беды, от изгнания евреев из Англии королем Эдуардом I в 1290 г. до начала кампании уничтожения в варшавском гетто в 1942-м.)
В Риме на Via Sacra, рядом с Форумом, стоит монументальная Арка Тита. Ее построил брат Тита Домициан в честь падения Иерусалима и покорения Иудеи (сохранились римские монеты с надписью IVDAEA CAPTA, «Покоренная Иудея»). На рельефах изображены римские солдаты, которые тащат награбленное добро, в том числе ритуальный храмовый семисвечник, менору. В 1555 г. Папа Римский Павел IV издал буллу Cum nimis absurdum, возобновившую антиеврейское законодательство в папских государствах; евреям запрещалось жить вне гетто, предписывалось носить отличительные знаки на одежде и приносить обет лояльности христианским властям возле арки Тита. По сей день римские евреи считают за правило не проходить под этой аркой (хотя сейчас проход там и так закрыт для публики); исключение парад 1948 г., когда в честь образования государства Израиль большая депутация итальянских евреев прошла под ней маршем но в направлении, обратном движению римского триумфа. Менора, изображенная на арке, ныне украшает герб государства Израиль.
20.01.2008
Теги: Иерусалим
история
Иудея
Рим
храм
|
Ваш отзыв автору
|
|
|