|
Сурок по вторникам с Ханной Таупекка № 7
Сурок философичный: о дереве, металле и наваждениях
|
Также небо, и земля, и все, что движется в небесной выси, не обходятся без музыки, по свидетельству Пифагора, который говорит, что мир создан с помощью музыки и ею может управляться.
Кассиодор, De artibus libris ас disciplinis liberalium litterarum |
Есть такое понятие в музыке, «нежелательные шумы»: когда в студии пишут скрипку, определённым образом убирают с записи шорох конского волоса на смычке по металлу струны потом впервые слушаешь чью-то игру вблизи, и больше всего ошеломляет шершавая вещность звука, которой не остаётся на пленке и не разобрать в блестящей оркестровой ткани. Или сам берёшь в руки инструмент: тёплый цвет дерева под лаком, мельчайшие пылинки канифоли облетают со струн, и кончики пальцев на левой руке долго пахнут металлом проходит неделя или две, и уже удивляешься призрачному, бесплотному звучанию в записи.
Вот ещё: кто-то из знакомых флейтистов рассказывал, как долго вырабатывают чистый звук, без придыхания мы слушали тогда болгарскую флейту, кавал, при игре на ней как раз отчётливо слышен «ветер», прохождение тёплого воздуха по деревянной трубке, и это заставляет вспомнить Кассиодора: «Духовые те, которые, будучи наполнены дыханием, обращают его в звук голоса».
Или фортепиано: на самых высоких нотах слышно, как молоточек ударяет по натянутым струнам. Виола да гамба: усилие в начале движения тяжёлого смычка, чуть замедленно отзывающееся в деревянном корпусе. Или восхитительная игра составные ансамблевые тембры, будто стеклышки в калейдоскопе: холодноватый кларнет и вторящие ему скрипки, тёмный тёплый звук виолончели в квартете или огромный оркестр с гонгом на грани инфразвука, который пронизывает насквозь и растворяется в перекрытиях зала до бесконечности можно перебирать, раскладывать так и этак, выслеживать мелодии отдельных голосов.
Именно эта вещность, осязаемость инструментов, слышимая в призвуках, успокаивает иллюзией, что музыка конечна, её можно узнать и подчинить себе, присвоить и тем самым как будто избавиться от неумолимой власти лучшего из наваждений. Её можно как будто разъять на части, рассмотреть и собрать снова, как дети разбирают свои игрушки, но всегда остается лишняя деталь и здесь тоже. Её можно, в конце концов, сломать, уничтожить: дерево и металл, жилы, конский волос. При этом условии почти без опаски позволяешь себе поддаться ведению, закрыть глаза помня, что в любую секунду можешь вернуться обратно, но уже через секунду невозможно помыслить о возвращении.
02.10.2007
Теги: музыка
раздумья
|
Ваш отзыв автору
|
|
|