|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем № 21
Диковины и сюрпризы (часть 1)
~
Музыка идеальный предмет в том смысле, что она наименее привязана к т.н. «реальности» человека (социальной реальности в отличии от кинематографа, пластических искусств и даже поэзии). Я хотел бы говорить о музыке как о феномене природы (оставив в стороне шпенглеровскую антиномию). В этом смысле отношения человека с музыкой превосходят поверхностно-эмоциональное и происходят там, где человек остаётся наедине с неким первобытным, изначальным звуком, из которого, как растение, выходящее из семени, появляется весь спектр звучаний.
Можно сказать, что музыка то, что приводит нас туда, где мы в большей степени являемся нами. При этом средства её не средства исключительно человека, а природы вообще. Я говорю о той музыке, которую слышит (видит?) композитор, когда пытается её записать, исполнитель, когда ему удаётся услышать то, что услышал композитор (не в точности тоже, ведь живое никогда не бывает тем же, что и прежде), и, наконец, слушатель, когда он включается в этот природный круговорот.
~
Марсель Понселе играет Телеманна так, будто не было никакого Телеманна и сольная партия гобоя чистейшей воды импровизация. Или будто он, Понселе, и есть Георг Филлип Телеманн. Так, будто вообще никакой музыки никогда не было, а вошёл он Марсель Понселе (Телеманн), дунул, и всё образовалось из воздуха, прямо теперь.
~
Голос орган осязания, нечто такое, что можно протянуть навстречу, чем можно коснуться. Я способен использовать его наподобии ладони, стирающей пыль с полированной поверхности, в качестве боевого снаряда или стрелы с раздвоенным наконечником, голос может быть рентгеном, просвечивающим насквозь, или иглой, легко проницающей ткань и выходящей наружу.
Человеческая психика настолько сложный и хрупкий аппарат, что просто диву даешься как вообще удается в быту понимать друг друга и сосуществовать ежедневно и ежечасно. И настолько мы далеки друг от друга, что само по себе редчайшее чудо полного понимания, со-знания почти никогда не переживается именно как чудо. Божественная ирония проглядывает в ежедневном приятии незамысловатой истины, утверждающей, что наиболее близки мы там, где менее всего являемся нами.
~
Соната Мортона Фельдмана напоминает почтовое уведомление: серый потёртый бланк с печатями, на обратной стороне мелким курсивом длинный рекламный текст, в соответствующую графу расплывшимися синими чернилами вписан адрес. Твой или соседа не разобрать. Отправитель неизвестен. Содержимое загадочно.
~
Легкое постукивание жалюзи о фрамугу отозвалось живым воспоминанием о каденции Штайера к Andantino моцартовского Jeunehomme концерта. Поймал, как бабочку, и пришпилил. Неизвестно что лучше просто смотреть, затаив дыхание, или поддаться охотничьему инстинкту, как Набоков.
~
Клавикорд похож на человека, который имеет неприятную манеру, обращаясь к вам, говорить немного в сторону. Вдобавок, у него, кажется, хронический насморк. Он гнусавит. Тембр его голоса напоминает звук игрушечной шарманки с вечной «калинко-малинкой» внутри родом из босоногого детства. Ни один ценитель прекрасного, находясь в здравом рассудке, не предпочтёт концертному роялю эту «кастрюльку», эту «пукалку», этот щёлкающий и лающий ящичек.
Хорошо, что мы можем позволить себе жизнь без «прекрасного», «возвышенного» и «духовного», а «здравый рассудок» что ни утро, ничтоже сумняшеся, посылаем по матери. Какое счастье: нам не нужно «ценить» музыку, вместо этого мы намазываем её на хлеб, хлещем её вместо водки и ею же забиваем в стену дюймовые железные гвозди.
В последние дни я слышу это ласковое бормотание с утра и до вечера: приходя на работу, заряжаю полную обойму эммануэлевых пьес для клавикорда: сад сонат, где я могу часами прогуливаться, мурлыкая, напевая и похмыкивая в своё удовольствие.
~
Кейджевская музыка для подготовленного рояля создаёт удивительное ощущение близи будто в соседней комнате движутся, слегка задевая друг друга, разнообразные предметы: металлические, деревянные, фарфоровые, и мы на расстоянии шёпота распознаём приметы их самостоятельного, сопредельного нашему существования.
~
Один мой приятель по переписке, музыкант и эрудит, обмолвился недавно, что по его глубокому убеждению минор признак своего рода честности и как результат долговечности музыкального произведения. Я тут же припомнил как три-четыре года назад всякий раз, собираясь слушать «Хорошо темперированный клавир», настраивал электронную память проигрывателя таким образом, чтобы при воспроизведении он пропускал прелюдии и фуги, написанные в мажоре и проигрывал лишь минорные. Тогда мне это вовсе не казалось странным или подозрительным (как показалось бы теперь). «Правильная» музыка это «когда хорошему человеку плохо», но если человеку хорошо, должна всё же присутствовать «лёгкая грустинка» (вот оно, роковое наследие романтизма).
Конечно, наивно было бы свести «светлое» и «тёмное» к простому противопоставлению мажора и минора. Тем не менее, в этом есть определённый (бытовой, что ли) смысл. В любом случае, говоря здесь о «миноре», я имею в виду не столько нотную грамоту, сколько общий «градус» произведения, часто выносимый самим композитором за скобки.
Ликование, искренняя радость в искусстве вызывают у нас смешанные чувства. Прежде всего подозрение. «Не верю!» первая инстинктивная реакция. Затем человек морщится. Он ещё не понимает почему это происходит, но чувствует раздражение, способное обернуться агрессией. Альфред Шнитке говорил о том, что длящееся простое мажорное трезвучие способно воздействовать на психику подготовленного слушателя отрицательно, вызывая эффект диссонанса. Суммируя впечатление, интеллект выносит диагноз. Неутешительный.
Если представить себе некую абсолютную шкалу расстояний, то Моцарт и современники окажутся дальше от нас, чем Бах. Моцарта мы понять не можем, не споткнувшись о ступеньку неприятия «наивного» сильного чувства. Эмоциональная сфера «классицизма» по большому счёту закрыта для нас. Принять эту музыку за чистую монету всё равно что разрыдаться в людном месте. Всё равно что признаться в любви первому встречному. Слишком ярко. Слишком хорошо. Слишком сладко. Приторно на наш вкус. Может и стошнить. Настолько сильное чувство ликующей радости не может быть естественным.
Зато музыка барокко не вызывает раздражения даже у тех, кто, вообще говоря, далёк от «классики» (кургузое слово, которым часто приходится пользоваться за неимением лучшего). Я часто подлавливаю на этом молодых людей, подсовывая вовремя то рок-н-рольного Вивальди, то страдающего Перголези. В конце концов они приходят ко мне за Мессианом.
Альбом Жозе Мигуэля Морено с записью музыки лютниста и композитора Сильвиуса Леопольда Вейсса называется «Ars Melancholiae». Грусть, меланхолия. Весьма соответствует моменту. В эпоху недоедающих фотомоделей немного искренней грусти. Я и сам с удовольствием поддаюсь этому очарованию. Светла печаль моя.
Понятно, что подобным образом дела обстоят не только в музыке. Но вот благородная грусть уступила место отвращению. Ирония сарказму. «Можно ли писать после Освенцима?» Мы можем любить, но на фоне глубокой тоски, гнева или негодования. Лучше, если прежде свадебного звучит траурный марш.
Проблема шире, чем страница текста: ничего нового я, конечно, тут сообщить не могу.
Тем не менее, резюмируя сказанное, добавлю, что на мой взгляд музыка Моцарта событие религиозное. Я не имею в виду «Реквием» и прочую литургику, а симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, и прочая, прочая, прочая
Эта музыка всегда открыта для нас, мы же чаще всего закрыты для неё.
Впрочем, положение поправимо.
~
Телеманн наутро как уголька подкинули. За окном едва тлеет, а у меня солнышко за пазухой.
Шалмеи задают темп: жизнь вытанцовывается.
~
Тель-авивский старьевщик так чисто выпевает утреннюю арию altisa(до)hen(соль), что просто диву даёшься: как человек совершенных вокальных данных умудрился выбрать профессию столь скудного муз. репертуара.
~
Порой после того, как звук прозвучал и уже исчерпал, выговорил себя, в воздухе остаётся (таится, длится) послевкусие, напоминающее лёгкий аромат духов в комнате, покинутой женщиной.
11.09.2007
Теги: музыка
словесность
|
Ваш отзыв автору
|
|
|