|
Перемены истории с Виктором Сонькиным № 3
Прочитавший неведомое: Майкл Вентрис
|
Имя его будут помнить до тех пор, пока будут изучать язык и цивилизацию древней Греции.
Джон Чедвик |
В 1889 году английский путешественник и любитель древностей Гренвил Честер подарил музею Оксфордского университета необычную печать. На четырех ее овальных сторонах находились стилизованные изображения диковинных птиц и зверей, немного напоминающие египетские иероглифы. Реликвию принял на хранение главный куратор музея Артур Эванс.
Спустя несколько лет Эванс отправился в Грецию, и в ходе своих изысканий обнаружил в Афинах несколько похожих трех- и четырехсторонних печатей, просверленных по оси. На все вопросы об их происхождении он получал один и тот же ответ: печати привезены с острова Крита.
Крит казался тем местом, где стоит поискать корни греческой цивилизации. Это хотел сделать еще Генрих Шлиман, торговец, бизнесмен и археолог-авантюрист, обнаруживший гомеровскую Трою. Он даже совсем было собрался купить у тогдашних турецких правителей острова участок вокруг предполагаемого царского дворца, но, пересчитав количество оливковых деревьев на этом участке (их оказалось втрое меньше обещанного), понял, что его хотят обмануть, и отменил сделку. Зато для Артура Эванса критские древности стали делом всей жизни. Как только остров был освобожден от турецкого владычества, в 1900 году, он приступил к раскопкам в районе Кносса города, о котором писал еще Гомер.
Эвансу больше всего на свете хотелось найти на Крите памятники письменности, которые помогли бы пролить свет на древнейшую историю Греции. Ему повезло: стены дворца были обнаружены уже через несколько часов после начала раскопок наверное, мировой рекорд а через неделю рабочие откопали первые глиняные таблички с надписями.
По мере того, как масштаб и великолепие критской цивилизации (Эванс назвал ее «минойской» в честь царя Миноса) становились все очевиднее, Эванс постепенно терял интерес к невзрачным табличкам. Кносский дворец оказался огромным и запутанным, со сложной системой потайных комнат и коридоров одного этого хватало, чтобы оправдать легенду о Лабиринте. Настенная живопись, обнаруженная в Кноссе и в других дворцах Крита, отличалась буйством красок и удивительной для древности раскованностью. Было видно, что минойские женщины были кокетками и модницами они подводили глаза, наряжались в изысканные платья, по сложности фасона не уступающие изыскам XVIII века, обнажали грудь, сооружали сложнейшие прически или, наоборот, стригли волосы по-мужски коротко. Более того, критские фрески не оставляли сомнений в том, что девушки участвовали в спортивных состязаниях например, в опасной вольтижировке на спине огромного быка наравне с юношами. Если вспомнить, что в Греции многими веками позже женщины под страхом смерти не допускались на Олимпийские игры, станет понятно, что критская цивилизация была уникальна для своего времени.
В голове у Эванса стала складываться яркая картина. Минойская цивилизация возникла и расцвела независимо от греческой. Когда Крит стал мощной морской державой, он основал на близлежащих островах и в материковой Греции свои колонии в частности, город Микены. (Микены раскопал Шлиман, и в ходе работы убедился в том, что Гомер, назвавший Микены «златообильными», не погрешил против истины.) Позже высокое развитие цивилизации перешло в декаданс, критяне погрязли в роскоши, и неотесанные, но энергичные греки сумели не только освободиться от критского господства, но и стереть с лица земли минойскую империю. Внезапность упадка, о которой говорили многие археологические свидетельства, наводила еще и на мысль о том, что в гибели критской цивилизации не последнюю роль сыграла какая-то природная катастрофа. За этими увлекательными теориями и не менее увлекательными находками проблемы письменности были отодвинуты на задний план. Эванс классифицировал найденные образцы письма, кое-что опубликовал и до конца жизни злился, если кто-нибудь пытался заняться критскими письменами без его согласия но никакого ощутимого продвижения на этом фронте не было на протяжении нескольких десятилетий. В 1941 году Эванс умер незадолго до того, как Крит оккупировали гитлеровские войска, превратив его виллу «Ариадна» в центр немецкой администрации острова.
Когда в 1936 году Эванс делал доклад о минойских древностях на юбилейной выставке афинской Британской школы в Лондоне, он вряд ли мог предполагать, что среди его слушателей сидит мальчик, которому суждено разгадать тайны древних письмен. Будущему исследователю критского письма Майклу Вентрису было в ту пору четырнадцать лет.
Вентрис родился в богатой английской семье; его мать была полька, отец офицер королевских вооруженных сил. Детство он провел в разъездах по Европе. От матери он научился польскому языку, за годы учебы в Швейцарии овладел не только немецким языком, но и его швейцарским диалектом, в школе увлеченно изучал древнегреческий. В качестве основного занятия он выбрал архитектуру, но тут началась вторая мировая война, и Майкл пошел служить в армию. В летной школе он стал штурманом («это гораздо интереснее, чем просто летать»), после войны вернулся к занятиям архитектурой. Вентрис был одним из тех удивительных людей, в которых гениальный ум и аналитическая точность сочетались с интересом к жизни во всех ее проявлениях. Коллеги-архитекторы высоко ценили его работу; он сам построил дом для своей семьи (жены и двух детей), и при каждой возможности ездил в Швейцарию кататься на горных лыжах.
Еще Эванс разделил минойские письмена на три типа иероглифическое, в котором знаки-картинки обозначали конкретные объекты, и два линейных одно более ранее и более примитивное (линейное письмо А), другое более развитое и, видимо, более позднее (линейное Б). Предполагалось, что все три типа письма передают неизвестный язык коренного населения Крита. К какой языковой семье он относится можно было только гадать. Вентрис на протяжении многих лет считал, что минойский язык родственник этрусского, таинственного и до сих пор не расшифрованного языка коренного населения Италии (из этрусского языка через посредство латыни некоторые слова дошли даже до нас например, слово «персона»). Пытаясь доказать свою гипотезу и разобраться в абракадабре глиняных табличек, Вентрис постоянно писал «рабочие заметки», которые рассылал видным ученым по всему миру, а в следующей заметке обстоятельно обсуждал те замечания, которыми они с ним делились. Не все филологи и археологи считали возможным вступать в дискуссию с неизвестным молодым дилетантом, но Вентриса это не останавливало. Как и большинство других исследователей, он сосредоточил свои силы на линейном письме Б наиболее разработанном, от которого сохранилось наибольшее число документов.
Памятники линейного письма Б невзрачные глиняные таблички. Они не предназначались для длительного хранения и поэтому не подвергались обжигу критяне задолго до «Гринписа» пришли к выводу о необходимости вторичного использования сырья, и размалывали отработанные таблички, чтобы вылепить из них новые. Хрупкость этого материала доказал один трагический случай: во время раскопок Эванс сложил стопку новонайденных табличек в кладовой; ночью пошел дождь, крыша протекла, и к утру от находок осталась только лужица растекшейся глины. Для истории древние таблички тоже сохранила трагедия кносский дворец погиб от пожара, и этот же пожар обжег таблички, благодаря чему они не рассыпались за несколько тысячелетий.
Невзрачность материала с лихвой компенсировалась красотой и причудливостью самих письмен. Линейное письмо Б состоит из восьмидесяти с лишним знаков, которые поражают изобретательностью и элегантностью. Среди них мы видим ветвистое дерево, меч, листок, треножник, что-то вроде телевизионной башни, что-то вроде часового с копьем, трехногого динозавра, оглядывающегося назад, голову оленя, кресты, кружки и черты самого разнообразного дизайна. Знак под номером 67 удивительно похож на бокал для коктейля с соломинкой внутри.
Некоторые особенности документов были очевидны для большинства исследователей. Считалось, что линейное письмо Б слоговое, то есть каждый значок обозначает не отдельное слово (как в древнеегипетском или китайском) и не отдельный звук (как в русском или английском), а слог «да», «ро», «па» и так далее. Было очевидно, что кносские таблички, к сожалению не великие памятники поэзии, не мифы и предания а скучные бюрократические документы, в каждом из которых что-то подсчитывается. Можно было осторожно предположить, что именно считали минойцы людей (ремесленников, пастухов, солдат), животных (лошадей, ослов, коров, овец), продукты питания (пшеницу, ячмень, оливы), дворцовую утварь, военное снаряжение. Некоторые записи сопровождались специальными значками, почти картинками, которые были призваны помогать чтению и пониманию. Так, если в тексте речь шла о лошадях, на табличке было не только написано «столько-то лошадей» (этого пока еще никто не мог прочитать), но и нарисована лошадиная голова.
Важный шаг на пути расшифровки сделала Алиса Кобер, математик из США. Она внимательно проанализировала кносские тексты и пришла к выводу, что в языке, на котором написаны таблички, слова могут принимать разные формы. Представим себе, что человек, не знающий ни русского языка, ни даже русского алфавита, пытается разобраться в русском тексте. При достаточном усердии он рано или поздно заметит, что в этом языке многие слова имеют одинаковые начала, но разные окончания: труба, трубы, трубой, трубою, о трубе. Именно это и доказала Кобер. Более того, ее исследования показали, что язык линейного письма Б, скорее всего индоевропейский, то есть родственный греческому (а также русскому, латинскому и вообще большинству современных европейских языков). Но какие именно слова стояли за значками этого Кобер знать не могла. Ее математический ум привел ее к выводу, что пытаться расшифровать надписи на языке, которого никто не знает бесполезное занятие.
Вентрис так не считал. Он развил и дополнил составленную Кобер «сетку» словоизменения и продолжил свои изыскания в области критско-этрусских параллелей. Получалось довольно неубедительно. В двадцатой «Рабочей заметке» (1 июня 1952 года) он решил проверить некоторые часто встречающиеся в табличках слова. В качестве гипотезы он предположил, что эти слова названия местностей, потому что они представляют собой имена собственные (их к тому моменту уже научились выделять) и встречаются часто в текстах самого разного содержания. Более длинные слова с теми же корнями, по мнению Вентриса, могли быть прилагательными (по типу Афины афинский, афинская). Взяв ряд знаков, для которых существовали предположительные звуковые соответствия, Вентрис решил поискать в табличках портовый город Амнис, который упоминал Гомер. В линейном Б это название должно было передаваться примерно как а-ми-ни-со. И действительно, подходящее слово было найдено. По аналогии Вентрис тут же отыскал в текстах слово с окончанием -о-но-со, и, предположив что первый знак этого слова обозначает «к», прочитал ко-но-со, то есть Кносс! Теперь стало возможно прочитать и слово «итого», так часто встречающееся в древней бухгалтерии: оно имело вид то-со и соответствовало древнегреческому слову с тем же значением.
Вентрис не мог поверить своим глазам. Получалось, что линейное письмо Б передает древнегреческий язык. Но это противоречило всему, что было известно о минойской цивилизации, всему, что яростно защищал покойный Эванс. Вентрис разослал 20-ю «Заметку», написав в конце: «Если продолжать дешифровку в том же духе, то, скорее всего, она зайдет в тупик». Однако не пройти еще несколько шагов по этому пути было невозможно, и Вентрис продолжил свои попытки, с изумлением обнаруживая на каждом этапе, что греческая версия приносит новые и новые плоды. «Медленно, с большим трудом немые знаки начинали говорить, писал впоследствии соратник Вентриса Джон Чедвик, и говорили они на греческом языке, каким бы искаженным и искалеченным он ни казался».
Чедвик был преподавателем кембриджского университета, специалистом по классической филологии, большим знатоком древнегреческих диалектов. Когда Вентрис обратился к нему с просьбой о помощи, чувствуя, что его собственных познаний в греческом недостаточно для продолжения работы, Чедвик с радостью согласился. Дальнейшие исследования они проводили вместе, и революционную статью, в которой был предложен ключ к расшифровке линейного письма Б, написали в соавторстве. Теперь оставалось ждать реакции академического сообщества.
Многие ученые сразу приняли трактовку Вентриса, но некоторые не были готовы отказаться от мысли об отдельной, не-греческой, уникальной минойской цивилизации. Решающий удар по скептикам нанесла находка, сделанная не на Крите, а в городе Пилосе, в материковой Греции. В Пилосе давно шли раскопки, в ходе которых было найдено немало табличек, исписанных линейным письмом Б. Предполагалось, что Пилос был минойской колонией. В мае 1953 года, вскоре после публикации статьи Вентриса и Чедвика, американский археолог Карл У. Блеген, руководивший пилосскими раскопками, прислал обоим дешифровщикам письмо с описанием таблички P641, в которой «речь идет, очевидно, о сосудах, из которых одни имеют три ножки, другие четыре ушка, третьи три ушка, а четвертые вообще их не имеют». Каждый тип сосуда был проиллюстрирован рисунком; рядом с изображением треножника линейным письмом по-гречески было написано ти-ри-по («треножник»), рядом с сосудом с четырьмя ножками ке-те-ро-ве («четыре ушка»), рядом с сосудом с тремя ушками ти-ри-о-ве («три ушка»), рядом с сосудом без ушек а-но-ве («без ушек»). «Все это кажется слишком большой удачей, чтобы быть правдой, писал Блеген. Может ли это быть совпадением?»
Совпадения не было. Вентрис и Чедвик читали все новые и новые таблички, и хотя трудности встречались на каждом шагу все-таки речь шла о греческом языке, на котором говорили за семьсот лет до Гомера многие тексты удавалось расшифровать сразу. Из них складывалась картина мощного, процветающего, хорошо вооруженного государства, в котором развивались ремесла и сельское хозяйство. Экономика Крита, судя по табличкам, в значительной степени держалась на овцеводстве: из шерсти пряли ткани, окрашивали их и экспортировали по всему Средиземноморью. О том, что послужило причиной краха минойской цивилизации, таблички, конечно, не говорили, но тут на помощь пришли данные геологии ученые установили, что извержение вулкана на острове Фере (нынешний Санторин) было таким мощным, что поднявшаяся пятидесятиметровая волна снесла все приморские поселения на северном побережье Крита, а ветер разнес вулканический пепел и ядовитые газы по всему острову. Когда спустя несколько лет дожди и ветры смыли пепел, Крит уже лежал в развалинах, и грекам с материка ничего не стоило захватить его без сопротивления. Так кончилась великая минойская эпоха время расцвета самой древней европейской цивилизации.
«Те, кого полюбят боги, умирают молодыми», говорил греческий поэт Менандр. 6 сентября 1956 года поздно ночью Майкл Вентрис возвращался домой по Большому Северному шоссе. В Хатфилде, неподалеку от Лондона, его машина столкнулась с грузовиком. Смерть наступила мгновенно. Вентрису было 34 года.
«Если мы спросим себя, какие же особые качества позволили ему достичь того, чего он достиг, писал Джон Чедвик в первой главе труда Расшифровка линейного письма Б, подводившего итог их совместной с Вентрисом работы увы, уже после гибели последнего мы сразу же отметим его необыкновенную работоспособность, умение сосредоточиться, предельную точность и аккуратность и его блестящее дарование чертежника. Но было еще много такого, что трудно описать. Его мозг работал с поразительной быстротой, так что он успевал всесторонне обдумать предложение и понять все, что оно может дать, чуть ли не раньше, чем собеседник успевал его высказать.
Вентрис был так хорошо знаком с текстами, что огромные куски текста как бы отпечатывались у него в мозгу задолго до того, как они были дешифрованы и наполнялись значением
тут ему помогло его образование архитектора. Глаз архитектора видит в постройке не просто фасад, набор конструкций и структурных украшений, он проникает вглубь и различает за внешним видом основные части всего сооружения. Точно так же среди запутанного множества таинственных знаков Вентрис умел различать формы и закономерности, которые выдавали кроющуюся за этим хаосом структуру. Именно этим качеством способностью видеть порядок в кажущемся беспорядке отмечены работы всех великих людей».
04.05.2006
|
Ваш отзыв автору
|
|
|