Современное искусство по понедельникам: с Жёлтой Головы на здоровую № 5
Упаковка для искусства
Как-то раз по пути из продуктового магазина я подумал о том, что хожу туда за едой, а покупаю, главным образом, полиэтилен. Именно полиэтилен составляет основную массу из того, что приносится в дом из супермаркетов и с рынков. И приносится он в полиэтиленовом же пакете. Мы живём в полиэтиленовом мире, и для полноты картины и замкнутости круга сама еда должна, в идеале, быть полиэтиленовой. Некоторые продукты, между прочим, к идеалу этому приблизились довольно близко — как по вкусу, так и по питательной ценности. Потребитель покупает не только необходимые ему крупы, полуфабрикаты, вещества и прочие товары — он тащит на себе огромное количество упаковок, намотанных сверху. Только для того, чтобы все их выбросить. Да не обвинят меня читатели в однообразии, я опять сравню еду с искусством — аналогичным образом современный человек получает в нагрузку к произведениям творческих работников PR-обёртку и рекламный фантик. В Петербурге проходили две выставки Энди Уорхола. Если сравнивать их поверхностно, но честно, очевидное различие будет только одно: вторая рекламировалась значительно активнее первой. Весь город был заполонён афишами, а СМИ — анонсами. Люди, никогда не интересовавшиеся изобразительным искусством, рассказывали друг другу о выставке, обсуждали вариант её посещения и даже приходили в Мраморный дворец. Итогом была получасовая очередь на входе (и это в мороз, прошу отметить!), объединившая в едином порыве к прекрасному модных девочек в розовом и частных предпринимателей в строгом. Чем ярче упаковка, тем больше интерес публики, а что внутри — дело десятое. Каждый уважающий себя продавец рынка уже посмотрел «первый фильм года», но никогда не слышал про Вима Вендерса. Эксперимент с кинопотребителями, который я ещё не проводил, но уже могу с уверенностью говорить о его результатах: выпустить в прокат под двумя разными названиями один и тот же фильм и подать его по-разному. С одним названием — информативно и честно, со вторым же — упаковать по полной программе с этими, ясное дело, «от создателей!», «сенсация года!» и «two thumbs up!». Да, и побольше полиэтилена типа сплетен об актёрах, интимных подробностей из жизни режиссёра и др., и проч. И в обзорах непременно стоит делать упор на то, что автор саундтрека матерится в составе панк-группы. И что у актрисы, сыгравшей главную роль — новый любовник (Да, да, тот самый пластический хирург, который сделал её новые… новую… в общем, да — это именно он!). Ла-ла-ла, трам-пам-пам. Людьми настолько легко манипулировать, что это даже смешно. Как сорока на блестящее, как котёнок за бантиком на верёвочке и как мотылёк на пламя свечи — бегут потребители на яркие цветовые пятна и громкие слова. Не поддаться манипулированию? Победить природное любопытство? Ха-ха. Ха-ха-ха. Впрочем, я, конечно же, про массы, я не про вас. Вы ни разу не нажали ни на одну из ссылок, встроенных в этот текст. У вас сильная воля, и вы сами выбираете, куда вам пойти. Как говорится, респект! Вы покупаете простой стиральный порошок — он же тоже всё прекрасно отстирывает, только без выпендрёжа. Вы — цельная личность, и вам наплевать на все эти идиотские рекламные ссылки.
13.02.2006
|