Современное искусство по понедельникам: с Жёлтой Головы на здоровую № 4
Богемные перформансы vs. Буржуазные обыватели
|
Что-то лениво. Я вчера Дьюхерста сделал. Дьюхерст это наш староста, который следит за дисциплиной. Он готовится стать священником, и вчера Тони действительно разбил его в пух и прах в жарком споре о несостоятельности метафизики как науки. Я бы лучше кого-нибудь поэпатировал.
Джулиан Барнс. Метроленд
Кровь слаще мёда! Кровь слаще мёда!
Сальвадор Дали |
Современное искусство устойчиво ассоциируется с такими понятиями как «богема» и «перформанс». Что до богемы, то и бог с ней. А последний «перформанс», который мне довелось наблюдать, был настолько ужасен, что заставил людей, с ним не связанных, но приведших меня на мероприятие, извиняться. Честно говоря, и в целом мой опыт наблюдения «перформансов» оставил общее впечатление эстетической неудовлетворённости. Видимо, дело в том, что мне просто с ними не везло — я попадал лишь на те, в которых как раз таки эстетическая составляющая изначально принималась за зло, с которым нужно бороться. Обобщать мы с вами, конечно, не станем — это недальновидно и может оказаться поспешным. Но бессмысленно отрицать тот факт, что существует определённый пласт современных деятелей искусства, основой творчества которых является установка эпатировать буржуазного обывателя за счёт намеренного низвержения эстетических ценностей. Эти люди делают именно о т в р а т и т е л ь н о е искусство (что, бесспорно, является частью «Гонки самовыражений», о которой мы ещё непременно поговорим). Известная сейчас уже почти каждому школьнику актриса Жюльетт Бинош (Juliette Binoche) на одной из пресс-конференций сказала, что «нам нужны фильмы с эффектом холодного душа». С этим стоит, пожалуй, согласиться. Такие фильмы позволяют нам задуматься о том, что жизнь — штука противоречивая; зачастую жестокая; непредсказуемая и грубая; мерзкая, ла-ла-ла, ла-ла-ла… В общем, вы понимаете. Разумеется, сказанное о фильмах можно перенести и на другие разновидности творческой деятельности. Разумеется, представление о том, что искусство должно демонстрировать человечеству лишь прекрасное, устарело. Но эпатаж как самоцель — это, мягко говоря, несерьёзно. Подходит, разве что, для развлечения циничным юношам (см. эпиграф номер один). В нынешней ситуации обыватель должен быть начеку и уметь отличать те случаи, когда его эпатируют ради самого факта эпатажа, от тех, когда шокирующая форма является лишь инструментом донесения определённых мыслей. В некоторых случаях всё очевидно. Но часто бывает, что разобраться довольно сложно, и никаких советов и инструкций тут быть не может. Впрочем, мы же с вами не буржуазные обыватели! К тому же, я ведь сразу вас честно предупредил: искусство — вещь абстрактная. А современное общество — это, скажу я вам, н-да-с… оно просто не может не породить желания над собой поиздеваться. И людей, идущих по жизни под знаменем общественных норм, так и хочется поэпатировать.
В качестве приложения к выпуску предлагаю вам музыкальную композицию группы «Atari Teenage Riot» под названием «Destroy 2000 Years of Culture» (© Digital Hardcore Records, 1997). Само собой, я не имею никакого права как бы то ни было использовать этот трек, поэтому он выложен в низкобитрейтном формате для ознакомительного прослушивания, после которого файл рекомендуется удалить. Впрочем, такое желание у вас, я уверен, возникнет само собой. Но, в общем, и ну её, песню эту. Главное — оценить её так называемый мессадж.
Atari Teenage Riot — Destroy 2000 Years of Culture (3 мин 51 сек; 1,3 МБ; .ogg)
06.02.2006
|