|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 49
Фестивальное
На прошлой неделе я побывал на одном из концертов фестиваля «Возвращение». Собственные впечатления от данного конкретного концерта я уже кратко изложил в другом формате, а вот несколько соображений более общего характера, которые пришли в голову во время пребывания в Рахманиновском зале, хотелось бы озвучить здесь.
Давным-давно, какому-то светлому человеку пришла в голову идея создать первый в истории музыкальный фестиваль. Нет никакой необходимости выяснять, когда именно это произошло и что послужило толчком. Вероятнее всего, это было что-то, похожее на то, о чем говорится в предыдущем выпуске «Обертонов». Так или иначе, с тех пор разные люди провели бесчисленное количество самых разных фестивалей, некоторые из которых сегодня оказались забыты, а некоторые вошли в историю музыки, как это случилось, например, с фестивалем Казальса или с «Декабрьскими вечерами» Святослава Рихтера.
Фестивали, наподобие упомянутых, во главу угла ставят исполнение камерной музыки специально собравшимися для этого артистами. Вместе с тем, камерная музыка, в моем понимании, является не только и даже, возможно, не столько одним из видов музицирования, сколько еще одним способом общения людей, искренне расположенных друг к другу.
Именно здесь скрывается первый и, часто, главный парадокс, с которым сталкиваются абсолютно все без исключения устроители фестивалей камерной музыки. С одной стороны, желательно, чтобы исполнение оказалось интересным не только для музыкантов, но и для слушателей. С другой стороны трудно представить, сколько совершенно очаровательных людей, которых обязательно хочется пригласить к участию, в действительности являются весьма скверными исполнителями. Компромисс на этом пути неизбежен, но к нему, как правило, приходят отнюдь не сообразовываясь с известным афоризмом «хороший человек не профессия».
Таким образом, заранее можно предположить, что всего несколько концертов (или даже отдельных номеров) фестиваля окажутся по-настоящему захватывающими. Остальные, в лучшем случае, будут
неплохи. Но не прекрасны. И, чаще всего, никто ничего не потеряет, если не услышит их вовсе.
В чем же загвоздка? Ведь вокруг, казалось бы, полным-полно талантливых артистов. Во всяком случае, в нашем деле их явно больше, чем в каком-нибудь, я не знаю, рекламном бизнесе!
Я бы сказал, что есть два фактора, фатально сказывающихся на качестве концертов. Причем речь можно вести не только о концертах в рамках того или иного фестиваля, но и вообще обо всех концертах, которые случаются сегодня.
Первый фактор это чрезмерная поспешность подготовки к выступлениям. Отдельные динозавры, наподобие пианиста Аркадия Володося, могут позволить себе играть всего двадцать-тридцать концертов в год, а остальное время тратить на то, чтобы читать книги, глядеть на закат и копить впечатления для следующего рывка. Все остальные лихорадочно мечутся между концертными залами в разных уголках планеты, сломя голову выучивая несколько программ, а со временем переставая учить что-либо новое вовсе, поскольку не позволяет расписание. Это тем более актуально, чем выше артист забирается по лестнице своей карьеры.
В такой ситуации не спеша готовить камерные программы просто смешно. Тот же Володось рассказывал, что однажды ему пришлось играть сонату Рахманинова с виолончелистом, с которым они познакомились вечером накануне концерта. В такой ситуации ни для исполнителя, ни для слушателя получить удовольствие от концерта попросту невозможно.
Но дело не только в процессе подготовки к выступлениям и современном устройстве концертной жизни. Как это ни странно, музыканты в наше время слишком разобщены. Нас очень много, и мы слишком часто слишком сильно мешаем другу для того, чтобы в одном месте в одно время возникла вдруг критическая масса талантов, необходимая для проведения по-настоящему запоминающегося фестиваля. Или хотя бы одного концерта.
Проще говоря, нам постоянно не хватает времени и сил для того, чтобы остановиться, собраться с мыслями и выдать что-то. Возможно, именно это имеют в виду люди, которые не устают говорить о «золотой» для академической музыки середине XX столетия.
Мне действительно очень нравится сама идея, которая стоит за фестивалем «Возвращение». Она мне внутренне близка. Точно так же, как я испытываю искреннюю нежность к целому ряду ежегодно проходящих в Москве событий. И не только в Москве. И не только ежегодно
Одним словом, я за.
Вопрос только в том, что, если провести аналогию с кинобизнесом, то музыкальная индустрия (и не только в России, между прочим) торжественно и всегда при большом скоплении народа выдает в каждом отдельно взятом большом городе эдак по 7001000 любительских картин.
Ничего трагического в этом нет, поскольку таланты сами по себе никуда не делись. А вот очевидный недостаток возможностей для их внятной самоорганизации слегка настораживает. Собственно, именно здесь и пролегает демаркационная линия между искусством и этой самой пресловутой индустрией.
17.01.2006
Теги: музыка
фестиваль
|
Ваш отзыв автору
|