|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 46
Блоги здесь
Если бы я писал эту колонку несколько лет назад, то обязательно начал бы с утверждения, что российский интернет отстает от западного. Но сегодня очевидно не столько отставание, сколько невозможность перенести на российскую почву многие, пусть даже очень интересные, западные идеи. То, что для среднего западного пользователя интернета кажется интересным и заманчивым, в России иногда не вызывает сколько-нибудь заметного интереса. И наоборот: то, мимо чего Запад проходит спокойно, у нас вызывает ажиотаж. Этому есть много примеров, но причины в каждом конкретном случае будут носить разный характер: когда экономический, когда технический, а когда и психологический.
Скажем, всего каких-нибудь пятнадцать лет назад жанр колонки был знаком российским читателям лишь в на примере частного случая, а именно в виде «колонки редактора» какого-либо издания. Сегодня колумнистов в России так много, что появилась даже возможность выбрать, кого читать, а кого нет. В то же время на Западе жанр колонки известен уже достаточно давно и лучшие авторы пользуются заслуженными любовью и уважением читателей.
Колумнист, в отличие от репортера или аналитика, интересен не фактами или анализом, а своим мнением по тем или иным вопросам. Мнения и точки зрения, понятное дело, не бывают «верными» или «ошибочными». Точнее говоря, жизнь может доказать правильность или ошибочность той или иной позиции, однако в данном контексте главная ценность суждений, высказываемых колумнистом, заключается в том, насколько интересно его читать.
С появлением интернета, лишь очень небольшое время отделяло нас от того момента, когда «колумнисты» получили также и сетевую прописку. Однако, понадобился достаточно долгий период «созревания», прежде чем выяснилось, что «колонка» в применении к интернету — это все-таки «химия». Объединившись, колонка и интернет подарили миру блоги.
При желании каждый может самостоятельно воспользоваться любым поисковиком и прояснить для себя этимологию этого термина. Но важнее, мне кажется, понять, что вместе с блогом, как суммой определенных технологий, в интернете возникло новое информационное под-пространство, по скорости распространения информации, а иногда и по ее качеству не знающее себе равных.
Благодаря блогам и технологии под названием RSS, каждый имеет возможность преодолеть массовость и информационную захламленность интернета, создав свое собственное небольшое средство массовой информации, в котором будут публиковаться лишь те, кого хочется читать.
Теперь о том, какое отношение все это имеет к музыке. Совершенно непосредственное. Уже в течение как минимум полугода мой информационный рацион лишь наполовину состоит из сообщений информационных агентств. О новостях западной музыкальной жизни мне, безусловно, поведают и PlayBill Arts, и ArtsJournal, и многие другие ценные источники. Однако вторую половину новостей я узнаю именно из блогов. На том ArtsJournal не так давно собственный блог начал вести Грег Сандоу, достаточно известный американский музыкальный критик. Кроме того, о музыкальных новостях Америки и своем отношении к ним пишут, например, Алекс Росс, Джессика Дучен и «Дневник Зиглинды». Существует также огромное число европейских блогов. Начав исследовать авторов блогов во всем их многообразии, вы наверняка найдете для себя тех, кто будет вам действительно интересен и кого захочется читать каждый день.
Для меня главная ценность такого подхода заключается в том, что, одновременно с фактами, я получаю информацию о том, как относятся к этим фактам те, чье мнение по многим вопросам совпадает с моим собственным. А хоть бы даже и не совпадало: многое просто хорошо читается.
Россия в этом смысле — отсталая страна. Уже сейчас дефицита блогов на русском языке не наблюдается. Однако, совершенно отчетливо можно видеть, что среди огромного количества российских блогов, лишь несколько регулярно публикуют заметки об академической музыке так, чтобы их хотелось читать каждый день. Хотя лично я, к примеру, с гораздо большим удовольствием узнал бы о происходящем в Самаре или Новосибирске не благодаря заголовкам с «Новотеки», а, что называется, из первых рук: от музыканта или музыкального журналиста, ведущих собственный блог.
Между прочим, нам точно так же не хватает и крупного национального издания об академической музыке. Хотя бы одного. К сожалению, «Музыкальное обозрение» или «Музыкальную жизнь» нельзя назвать ни «национальными», ни «крупными» изданиями. А ведь как хотелось бы.
И хотелось бы, чтобы в этих изданиях были колонки. В которых авторы, рассказывая об очередной пришедшей им на ум в связи с последними событиями мысли, написали бы: «Между прочим, по этому поводу у меня недавно была интересная дискуссия с читателями моего блога…»
06.12.2005
|
Ваш отзыв автору
|