Субботний блик науки № 38
Про биглей
Вообще, бигль это собака, английская, чтобы догонять зайца, обычно бутафорского. А еще «Бигль» бриг (такое парусное судно), на котором путешествовал вокруг света Чарльз Дарвин, сочиняя свой труд «Происхождение видов». Бриг «Бигль» пропал где-то. Затонул. Правда, случилось это многими годами позже опубликования Дарвином того самого труда. «Бигль-2» британский космический прибор, названный в честь дарвиновского «Бигля» и предназначавшийся для исследовательского забрасывания на Марс. Этот второй «Бигль» тоже пропал. Причем куда как более бесславно, чем заслуженный прототип. «Бигль»-корабль, после того как поработал исследовательским судном, еще трепыхался много лет на службе, выполняя каботажные задачи или что-то подобное. «Бигль-2», космический аппарат, не принес ровным счетом никакой полезной информации или чего-то взамен. Совсем. Даже отрицательного результата.
Он должен был опуститься на Марс 25 декабря 2003-го года. Но не смог. Как минимум пятьдесят миллионов английских фунтов исчезли в направлении Красной планеты, оставив на память лишь тусклое пятнышко на прощальном снимке, сделанном с борта доставившего аппарат к Марсу зонда «Марс-экспресс». После провала амбициозной и широко разрекламированной британской миссии была создана государственная комиссия. Ну, для того, чтобы разобраться, в чем причина такого неэффективного расходования госресурсов.
Комиссия закончила разбирательство осенью 2004 года, а главным выводом было немало впечатлившее заинтересованную общественность своей лаконичностью сообщение: подробности биглевой миссии на Марс сочли представляющими коммерческую тайну и решили не обнародовать. То есть никаких выводов. Вообще. Кроме размытого заявления о том, что менеджмент как бы подкачал и денюшек не хватило (это при том, что невиданная дешевизна миссии частенько приводилась в качестве важного преимущества перед насовскими марсианскими роверами).
И вот, не прошло и полугода, как отчет и засекреченные выводы разбиравшихся с ситуацией решили все ж придать гласности (это произошло буквально вчера). Видимо, давление скептиков возымело результат. Но ничего сверхъестественного не раскрылось. Признали, что от проекта надо было отказаться еще на ранней стадии, когда он впервые вышел далеко за пределы предполагавшихся финансовых расходов. Потому как ясно же, что невозможно справиться со все растущими межпланетными амбициями малыми и неопытными кадрами. Правда, никакой особой пользы опять-таки от выводов британской комиссии нет, ибо о реальных, технологических, если хотите, причинах потери «Бигля-2» информации совсем недостаточно. То ли атмосфера Марса оказалась не столь плотной, то ли еще чего непонятно. А между тем, отрицательный результат, коли на него удалось бы указать, пришелся бы весьма кстати следующим британским биглям не пришлось бы вновь с треском исчезать в одной и той же яме. Однако яма с «Биглем-2» самая настоящая, тщательно выкопанная яма.
До тех пор, пока в результатах расследования была секретная часть, сохранялась весомость материала: мол, причины исчезновения пятидесяти миллионов найдены, но они не обнародуются, так как ужасающие подробности могут ввести общественность в состояние шока и трепета. Ну и все такое. А тут ну ничего шокирующего. Опять ничего.
Только один интересный момент.
Первоначально в консорциум, паявший и лудивший «Бигль-2», входила такая весьма известная в авиационном мире компания, как Martin Baker Aircraft. Эти самые «Мартин с Бейкером» занимаются, помимо прочего, разработкой средств спасения экипажа для истребителей: кресла-катапульты разрабатывают. А посему весьма экспериментально подкованы именно в тех сложнейших технологиях, которые необходимы для успешного атмосферного торможения и безопасной доставки «Бигля-2» на поверхность вожделенного Марса. Ведь в самой важной для успеха миссии стадии снижения аппарат в точности подобен катапультируемому из летящего на большой скорости истребителя креслу с летчиком. Как там надо ориентировать корпус? Как правильно вводить парашют в поток? Как говорится, знай и умей. Но Martin Baker Aircraft (MBA) из-за разногласий с другим участником, а именно, с EADS Astrium генеральным подрядчиком всей системы «Марс-экспресс» проект «Бигль-2» в 2001-м году оставила. (Возможно, всему виной конкуренция двух названных компаний в других областях.) Систему парашютирования доделывали без MBA, поддержки специалистов не хватало (это выводы комиссии). И биглей на Марсе нет.
А вот несколькими годами ранее та же MBA сконструировала аналогичную систему парашютирования для зонда «Гюйгенс», того, что благополучно сел на Титан. В случае с «Гюйгенсом» никаких «выходов из проекта» не было. Систему полностью испытали и довели до ума силами MBA. Сработало. Выводы делайте сами.
Только делайте правильные выводы. Принимая во внимание, что обнародовали результаты работы комиссии по «Биглю» после того, как во многом похожий на него аппарат «Гюйгенс», использовавший ту же посадочную систему, сработал успешно. Потеряли бы вдобавок «Гюйгенс» кто его знает, был бы отчет или нет. Ведь с «Гюйгенсом» тоже заморочки обнаружились, и мы недавно об этом вспоминали.
Вот такая информация к размышлению. В том смысле, что кто там кого догоняет с биглями (собаками) в космических технологиях освоения планет, за пятьдесят миллионов фунтов.
05.02.2005
Теги: космические аппараты
Марс
|