|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 6
Музыка народная
|
И догадал же мне черт родиться в России, с душой и талантом!
А. С. Пушкин |
Сегодня Антон Носик (не нуждающийся, я надеюсь, в представлениях читателям) в рамках одной из дискуссий, начавшейся на «широко известном в узких кругах» ЕЖЕ-листе, написал следующее: «Что же есть такое русская народная музыка, оказавшая влияние на [многих выдающихся русских композиторов]? Какие это конкретно музыкальные произведения и формы, и что они такого дали Глинке, Римскому-Корсакову, Глазунову, Прокофьеву, чего те не могли почерпнуть из иных источников, или сами сочинить?»
Этот вопрос показался мне настолько интересным, что я решил посвятить ответу на него сегодняшний выпуск «Обертонов».
Безусловно, для того, чтобы ответить исчерпывающе, потребуется даже не одно, а несколько исследований, подробно рассматривающих творчество русских композиторов. Вообще говоря, эта тема уже освещалась достаточно подробно многими музыковедами (достаточно вспомнить хотя бы труды Б. Асафьева), поскольку ее нельзя не затронуть всякий раз, когда речь заходит о произведениях, написанных русскими композиторами. В мои планы входит лишь краткий ответ на поставленный вопрос. Думаю, это может быть интересно читателям, поскольку сегодня вопрос осознания и сохранения национальных культурных традиций, в том числе и музыкальных, стоит как нельзя более остро.
Начать, видимо, следует с того, что понятие «народ», особенно для нас сегодняшних это понятие во многом спекулятивное. Народ и в самом деле великая сила, которая, однако, не вмещается (да и, думаю, не вмещалась никогда) в какие-то заранее определенные описательные рамки. Сегодня мы не осознаем себя «народом», как общностью людей, объединенных в первую очередь культурной традицией. Во многом это связано с теми проблемами, которые стоят перед нашей системой образования, и, конечно, это совершенно отдельная тема.
Вместе с тем следует учитывать, что и в начале-середине XIX века, когда закладывались основы национальной российской академической музыкальной культуры, «единого музыкального пространства» не было. Очень грубо, российскую музыку того времени можно разделить на четыре пласта, каждый из которых существовал параллельно со всеми остальными. Такими пластами являлись а) церковная хоровая музыка, б) крестьянское и посадское песенно-танцевальное творчество, в) городские бытовые песни и романсы, г) светская музыка, заимствованная из Европы и звучавшая в барских усадьбах и дворянских домах.
И какую же музыку имел в виду М. И. Глинка, несколько иронически заметив, что ее «создает народ, а мы, композиторы, только аранжируем»? Наследниками каких национальных музыкальных традиций считали себя члены той же «Могучей кучки»?
В первую очередь, это, безусловно, народные крестьянские песни, которые многие русские композиторы сначала бережно собирали, а потом активно использовали в собственных произведениях. Кроме того, это городской романс «низкий», «попсовый» жанр, в котором, тем не менее, многие русские композиторы, начиная с Глинки, создали шедевры небывалой художественной силы. Православные религиозные песнопения также оказали огромное влияние на многих русских композиторов навскидку в качестве примера можно вспомнить хор стрельцов из «Хованщины» Мусоргского или финальный хор игроков из «Пиковой дамы» Чайковского.
Я не хочу сказать, что становление русской музыки обошлось без влияния западной музыкальной культуры, в первую очередь немецкой и французской. Более того, и в до-глинкинскую эпоху в России существовали выдающиеся композиторы достаточно назвать такие имена, как Бортнянский, Березовский или Хандошкин. Но между Глинкой, как первым истинно русским композитором (и каким композитором!) и его предшественниками есть весьма существенная разница. Последние, несмотря на свою национальную принадлежность, явно наследовали Западу и самые основы стиля, и, во многом, интонации, и, в конце концов, чисто технологические приемы.
Глинка учился музыке долго и основательно, в том числе в Италии и Германии. Но русская музыка была известна ему с детства, он рос на ней. Поэтому, осваивая стиль, он отнюдь не намеревался ограничиваться подражанием. В «Иване Сусанине» легко услышать, что свойства и черты западного наследия, в особенности Моцарта и Керубини, которых Глинка чтил в течение всей жизни, в корне им переработаны и, я бы даже сказал, творчески переосмыслены. В этом смысле в «Сусанине» сливаются западный мелодический полифонизм и русская культура народного попевочно-подголосного полифонизма.
Такой синтез, помноженный на бесспорный выдающийся композиторский талант, открыл невероятно далекую перспективу. Это уже доказано быстрым развитием русской музыки в период после Глинки.
Я остановился на Глинке по той причине, что его творчество действительно дало колоссальный толчок развитию национальной российской музыкальной культуры. Его младшие коллеги, такие, как Мусоргский, Римский-Корсаков или Чайковский, также невероятно много внимания уделяли изучению народной музыки. Известно, что все они, как и Глинка, выросли на народных песнях. Свидетельства этому, а также тому, сколь сильно было их тяготение именно к национальным мелосу и сюжетам, при желании можно найти в их биографиях и переписке. Но больше всего свидетельств содержится в их музыке. Любой, кто даст себе труд послушать, например, «Евгения Онегина» Чайковского или «Царскую невесту» Римского-Корсакова, мгновенно распознает, что речь здесь не идет о «жанровом» использовании национального колорита это осознанная и глубоко прочувствованная необходимость, идущая из глубины души автора.
То же можно заметить и в произведениях композиторов двадцатого века. В качестве примера могу назвать вторую часть Первого виолончельного концерта Шостаковича. Интонационные корни этой музыки, на мой взгляд, совершенно очевидны.
Выше речь шла лишь об интонационных истоках русской музыкальной традиции. Также весьма интересной, в том числе и в данном контексте, является тема выбора сюжетов русскими композиторами, в том числе и для опер. Кстати, и о русской опере вообще можно было бы поговорить. Но, думаю, имеет смысл оставить все эти темы на другой раз.
21.09.2004
|
Ваш отзыв автору
|