Пятничный шип № 27
Контрафакт
Недавно один мой знакомый выдал фразу, которая удивила, насторожила и озадачила меня.
«Значительная часть продаваемого в России 'импортного» вина разливается в бутылки здесь, в России. Из Франции, Молдавии или Америки импортируются на самом деле виноматериалы. На российских заводах готовятся винные купажи, и готовое вино разливается в бутылки с названиями французских, молдавских или американских вин. Это выгодно производителям (финансы, логистика), это принимает потребитель (такое вино продается)».
Мои попытки объяснить, что это не так; что если на бутылке указана местность, а тем паче хозяйство, то продажа под этой маркой вина, разлитого в другом месте, пусть даже состоящего из «родных» виноматериалов, является уголовным преступлением (будь то в России, Штатах или Франции), натолкнулись на глухую стену непонимания. Знакомый твердо знал, что «так оно и есть на самом деле», и никакие разумные аргументы его не прошибали.
Но буквально через несколько часов я понял, в чем состояла причина его убежденности. Зайдя в универсам, я увидел на полке целый ряд бутылок французского коньяка, отмаркированых как «пять звездочек».
А зарегистрированное наименование «Коньяк», как известно, не предполагает маркировки «звездочками».
Французское законодательство подразумевает не только строгие правила производства продукта, именуемого словом «коньяк», но и строгие правила его маркировки. И «звездочки» этими правилами ну никак не предусмотрены. Разлить во Франции коньяк в бутылки со звездочками столь же немыслимо, как заставить Папу Римского публично просмотреть порнофильм. Даже если разливаемая партия направляется в страну, где понимают только «звездочки».
Значит, коньяк, найденный мной на полках, был произведен не во Франции и потому никак не мог называться «коньяком». Даже если при его производстве использовались настоящие спирты из провинции Коньяк.
Налицо был контрафакт.
Хотя закон и не был нарушен.
Далеко не все торговые марки защищены в России законом. Слово «коньяк» — не защищено. Россия производит свои собственные коньяки — дагестанские, парасковейские, московские. И… французские. Французские тоже выпускает. Русская надпись на бутылке: «Сделано во Франции» тоже, наверное, была правдивой. Ведь написано было именно «сделано», а не «разлито». Скорее всего, в бутылке действительно плескался «настоящий спирт из провинции Коньяк», судя по цене — Буа Ординер, из которого, кстати, в самой Франции делать «коньяк» запрещено законом. Но кого это волнует в стране, где коньяк вполне законно производится из винограда выросшего, не то что в Буа Ординер, — на склонах Кавказских гор.
Итак, налицо был «настоящий» французский коньяк, который к настоящему французскому коньяку не имел никакого отношения. Парадокс, игра слов, если угодно.
Заинтересовавшись, я решил продолжить изыскания и попытаться найти «французское вино» российского производства. И, представьте, нашел его, правда, в другом универсаме, из тех, что «торгуют в розницу по доступным оптовым ценам». Причем сразу несколько марок. Надо отдать местным производителям честь, откровенного обмана не было.
На бутылках гордо сообщалось, что их содержимое произведено во Франции (именно произведено, а не разлито), но на этикетках не содержалось никаких официальных французских маркировок, никаких апелясьонов, никаких зарегистрированных французских торговых марок. Названия вин хотя и были «по-французски», никакой француз никогда бы не догадался идентифицировать эти французские слова как марку вина.
Как и в случае с коньяком, налицо была подделка, которая по российскому закону подделкой не являлась. Внутри бутылки, безусловно, был настоящий французский виноматериал (скорее всего проданный как сырье для перегонки в спирт), а название, хотя и звучало «по-французски», никакого отношения к настоящей французской маркировке вин не имело.
Все честно, господа.
Итак, резюме.
Разумеется, мой знакомый был не прав. Производство «французских» вин российского производства действительно имеет место. Но ни о «значительности» этого явления, и даже о какой-то его массовости говорить не приходится. И вряд ли потребитель «принимает» это. Потребитель, купивший подобную бутылку по цене, превышающий стоимость бутылки добротного молдавского вина, вряд ли рискнет повторить подобный эксперимент. И, увы, скорее всего навсегда потеряет охоту пробовать французские вина, внеся очередную лепту в легенды о том, что ничего лучше грузинского (молдавского, болгарского — нужное подчеркнуть) в природе не существует.
Так что будьте бдительны, господа. Помните, что французские напитки разливаются по бутылкам только во Франции.
И поверьте, коньяк Кизлярского коньячного завода напоминает настоящий французский коньяк куда как больше любого «пятизвездочного коньяка, произведенного из настоящих французских коньячных спиртов».
И не забывайте, что производители «французских вин местного разлива» законов все-таки не нарушают и не используют официальную французскую маркировку на бутылках со своей продукцией.
Так что если на бутылке написаны слова «апелясьон» и «контроль» — смело покупайте. А если написано только слово — «Бордо» воздержитесь. О том, как французы маркируют свои бутылки, я писал в одной из своих прошлых колонок.
21.01.2005
Теги: алкоголь
коньяки
|