|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 11
Работа не волк
|
Я все время сажусь в трамвай, а он меня везет то на работу, то с работы.
М. М. Жванецкий |
Однажды мы уже говорили о том, что в русскоязычном интернете существует достаточно большое количество незаполненных информационных ниш. Сегодня мне бы хотелось подробнее рассмотреть одну из таких ниш, которую, кстати, во время написания того выпуска я отчего-то упустил из виду.
Интернет в России, вернее, та его часть, которая имеет отношение к академической музыке, развивается с некоторым опозданием, по сравнению с ресурсами, представленными в западном, в частности, англоязычном, интернете. В связи с этим ресурсов, посвященных поиску работы для музыкантов академического направления, на русском языке практически нет. Существует некоторое количество досок объявлений, где при случае можно подхватить какую-нибудь халтуру, но вероятность такого везения очень невелика. Это в первую очередь связано не столько с проблемами интернета, сколько с малой взаимосвязанностью регионов нашей страны между собой.
Иными словами, большой необходимости в подобных ресурсах в России пока нет. Работу все еще предпочитают искать в рамках родных городов или, как максимум, регионов, а на «своей» территории самым лучшим способом передачи информации, конечно, всегда будет не интернет, а «из уст в уста».
Разумеется, расстояния в России трудно сравнить с расстояниями в той же Германии. Вместе с тем, халтура вещь разовая, поэтому трудно ожидать, что музыкант из, допустим, Новосибирска предпримет путешествие в Москву или Питер, да вообще в любую точку дальше двухсот километров от места постоянного проживания ради единичного рядового приработка. Во всяком случае, экономическая эффективность подобной акции вызывает серьезные сомнения. Одновременно с этим, поиск постоянной работы в другом городе сегодня уже не выглядит столь комично.
Лично я знаком с несколькими питерцами, приехавшими работать в Москву, сам три года проработал в Санкт-Петербурге, не прекращая в то же время обучения в Москве. Знаю о людях, уехавших работать из Москвы в другие города. В этом смысле ярким примером может служить всемирно известный выдающийся балетмейстер Юрий Григорович, который сейчас работает в театре оперы и балета города Краснодара.
В то же время, даже в объявлениях о конкурсе в Большой театр, который когда-то был де-факто всесоюзным, сегодня можно увидеть примечание о том, что документы принимаются только от музыкантов, проживающих в Москве и Московской области. Оркестры в других регионах менее принципиальны, и все же всерьез на массовый приток иногородних музыкантов пока никто нигде не рассчитывает.
Тем не менее, не утверждая, что тенденция уже имеет место, осмелюсь все же предположить, что, со временем, в силу ряда объективных причин, поиск российским музыкантом рабочего места не будет ограничиваться городом, в котором он или она закончили вуз.
Постепенно подобные случаи перестанут быть единичными, и мы обнаружим, что они стали нормой жизни. Как только это произойдет, мгновенно возникнут источники информации, аккумулирующие данные о вакансиях по округам или даже по всей стране и на тех или иных условиях предоставляющие эту информацию широкому кругу заинтересованных лиц. В этом качестве удобство интернета трудно переоценить.
В России уже было несколько попыток создать подобные базы данных, однако ни об одной серьезной истории успеха на этом поприще я не слышал. А на примере западных сайтов такого рода можно ясно увидеть, как может выглядеть подобный проект в Сети, какого рода информацию он способен предоставить и какую пользу из этой информации может извлечь рядовой музыкант.
Одним из наиболее крупных и популярных сайтов такого рода является Musical Chairs. Около 450-ти оркестров регулярно размещают на Musical Chairs данные о вакансиях. Еженедельно в поисках работы на сайт заходят порядка 18 тысяч человек. 4000 музыкантов подписаны на еженедельную электронную рассылку с данными о вакансиях. Информация представлена на пяти языках (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский), что вполне естественно: ведь Musical Chairs располагает информацией о вакансиях по всему миру (за исключением, пожалуй, только России). Соответственно, сайт интересен музыкантам, говорящим на самых разных языках.
Основным предназначением Musical Chairs является предоставление информации о вакансиях для оркестровых музыкантов, а также для дирижеров, певцов и административных сотрудников. Эту информацию можно получить совершенно бесплатно. Здесь же существует форум, на котором часто можно найти музыкантов, знакомых с ситуацией «на местах», и получить у них дополнительные консультации.
За небольшую плату (10 долларов) музыкант может разместить о себе информацию в соответствующей рубрике. Кроме того, платным является размещение оркестрами информации о вакансиях. Тем не менее, цена вполне приемлема: 50 долларов за неограниченное количество объявлений. Неудивительно, что менеджеры многих оркестров пользуются такой блестящей и недорогой возможностью расширить круг претендентов на место в своем оркестре.
Помимо информации о вакансиях, на Musical Chairs существует каталог ссылок на сайты профессиональных и молодежных оркестров всего мира (в котором российские коллективы представлены, мягко говоря, очень выборочно), конкурсов (указываются даты проведения и минимальная информация), учебных заведений и мастер-классов по разным специальностям. Кроме того, существует обширный раздел, посвященный продажам музыкальных инструментов.
Среди других сайтов, также бесплатно предоставляющих информацию о вакансиях, можно назвать немецкоязычный VioWorld.
Кроме того, в Германии (и, конечно, тоже на немецком языке) ежемесячно выходит журнал Das Orchester, в каждом номере которого, помимо интересных статей, можно найти в среднем около 500 оркестровых и других вакансий по всему миру. У журнала, разумеется, есть свой сайт с англоязычной версией. Однако здесь информация предоставляется уже только на платной основе, причем только для подписчиков журнала, годовая подписка на который стоит, впрочем, не столь дорого: 60 евро плюс почтовые расходы.
Итак, создание и поддержка подобного проекта может быть вполне прибыльным делом при условии, что существует спрос на информацию такого рода. До создания специального журнала, посвященного оркестровому делу, у нас, конечно, еще очень далеко. Но вот информация о вакансиях в оркестрах различных регионов многим, может статься, очень пригодилась бы уже сегодня.
К сожалению, перед теми, кто рискнет создать такой проект в России, встанет, помимо всего прочего, и масса организационных проблем, первыми из которых наверняка станут малая заинтересованность оркестровых администраций и неразвитость системы электронных платежей в нашей стране. Но проблемы рано или поздно можно преодолеть, а польза от такого информационного ресурса будет очень велика.
26.10.2004
|
Ваш отзыв автору
|