Веб-анатомия по воскресеньям с Артемием Ломовым № 10
Паутина из стальных нитей
|
— Мойша! Ну что ты опять празднуешь, ну почему ты снова пьяный?
— Как, Сара, ты разве не знаешь, какой сегодня праздник?
— Ну и какой же?
— День железнодорожника! Вот я и праздную!
— Боже, какой из тебя железнодорожник? Ты же всю жизнь торгуешь в аптеке! Ну скажи, какое отношение ты имеешь к нашему биробиджанскому вокзалу?
— Сара, а моя фамилия? Шлагбаум!!!
Старый анекдот |
Мне очень приятно, дорогие читатели, первым поприветствовать вас в отдохнувшем после каникул «Информационном буме».
Долгими зимними вечерами мы еще успеем вдоволь наговориться обо всех мыслимых интимных подробностях верстки макетов веб-страниц, программирования серверных приложений, кодирования и прочая, прочая… А пока на дворе август — месяц, который продолжает… нет, правильнее даже сказать, усугубляет сезон отпусков. Поистине тропический климат, воцарившийся в Москве, не оставляет никаких шансов какой бы то ни было мыслительной активности. В городе делать решительно нечего — хочется поскорее услышать стук колес поезда, мчащегося к кипарисам на берегу синего-синего моря, или же к карельским озерам, затерянным среди скал, валунов, сосновых боров и березовых рощ. Ну или, на самый крайний случай, хотя бы лязг и фырканье зеленой дачной электрички, которая «далее везде».
Собственно, все эти удовольствия могут обеспечить нам лишь те, кто сегодня, в первое воскресенье августа, отмечает свой профессиональный праздник. Тот самый день железнодорожника.
К чему бы это я вспомнил о нем? Дело в том, что мне, подобно Мойше из вынесенного в эпиграф произведения народного фольклора, сегодня тоже не грех выпить. Ибо своим первым авторским тематическим интернет-проектом я обязан не кому-нибудь, а рунетовскому коммьюнити энтузиастов железных дорог (или, как скажут на Западе, ферроэквинологов). Будучи неравнодушным ко всему, что движется по рельсам (так уж получилось, не спрашивайте, почему — думаете, я ведаю?), я был довольно активным участником этого сообщества на протяжении примерно двух лет, с осени 1999-го по осень же 2001-го. Да и сейчас не теряю связь с отдельными его представителями.
В своей колонке я бы хотел немножко рассказать об этом коммьюнити, о его главных и просто интересных проектах, о некоторых персонах. Вероятно, подобный пример кого-то вдохновит — ведь сообществ «по интересам» в Рунете пруд пруди, они развиваются по похожим законам, но зачастую обнаруживают безнадежную изолированность друг от друга… Не стоит, однако, воспринимать этот текст как сколько-либо репрезентативный обзор — скорее, это больше ностальгия по безвременно ушедшей молодости. ;-)
Ключевая фигура сообщества, фактический его основатель — Дмитрий Зиновьев, ныне доцент Суффолкского университета в Бостоне. Полагаю, нет такого человека, хотя бы каким-то боком интересующегося железным дорогами и хотя бы изредка балующегося веб-серфингом, который бы никогда не слышал о сайте «Паровоз ИС» (ИС — «Иосиф Сталин»), созданном Дмитрием еще в конце 1995 года, уже почти 9 лет тому назад — это рекордный по меркам Рунета возраст.
Авторитет Дмитрия Зиновьева среди обитающих в Рунете любителей и профессионалов от железнодорожного транспорта сравним с авторитетом САМа в ЕЖЕ-движении. Как и подобает отцу-основателю, все знают его по краткому нику ДЗ, без особых затей составленному из инициалов. Что примечательно, и САМ, и ДЗ причастны к университетским кругам и управляют российскими (ну или, выражаясь осторожнее, преимущественно русскоязычными) интернет-сообществами из-за рубежа — быть может, именно таков идеальный портрет идеолога любого рунетовского коммьюнити, обуславливающий долгую и счастливую жизнь последнего?..
Что же это за сайт такой — «Паровоз ИС»? Насколько непритязательно его внешнее оформление, настолько же несказанно богато его внутреннее содержание (сама собой напрашивается аналогия с Библиотекой Максима Мошкова). Десяти таких колонок, как эта, не хватило бы, чтобы хотя бы конспективно наметить, что можно найти на «Паровозе». Это бесценное хранилище информации, по крупицам собиравшейся годами. Интереснейшие, подчас почти «шпионские» базы данных: список всех депо с указанием приписанного к ним подвижного состава; все метрополитены, трамваи и фуникулеры с датами открытия, закрытия, количеством маршрутов и ссылками на специализированные сайты; «Железнодорожное кольцо» — исчерпывающий каталог ресурсов, посвященных железным дорогам, метрополитенам, трамваям, моделированию и т. д. (около 500 ссылок с удобной рубрикацией и возможностью поиска); все известные науке колеи железных дорог мира; уцелевшие паровозы; железнодорожные паромы; железнодорожные музеи; список закрытых и разобранных дорог; перечень недавно построенных железных дорог; исторические расписания поездов. Необъятная фотогалерея, насчитывающая почти 6000 кадров. Supermap — полная, наиболее подробная карта всех железных дорог СНГ и стран Балтии. И тут же — огромная коллекция карт и схем железных дорог, метрополитенов и трамваев. Уникальная исследовательская работа — генеалогическое древо железных дорог России и СССР. «Феррохронограф» — календарь исторических дат, связанных с железной дорогой. Словарь специальных терминов и сокращений, словарь профессионального сленга и железнодорожные анекдоты. Путевые заметки. Захватывающие дочерние сайты с собственными фотогалереями о тысячах снимков — «Неизвестный Турксиб» и «Младший брат», посвященный отечественным узкоколейкам. И отдельной строкой — электронный журнал «Семафор», распространяющийся бесплатно в виде PDF-выпусков в версиях для чтения с экрана и для печати, а также в онлайновом HTML-варианте, правда, несколько запаздывающем.
Конечно, провернуть столь титанический труд в одиночку попросту невозможно — никакой жизни не хватит. Дмитрию Зиновьеву помогали и помогают сотни и тысячи человек, внося свою посильную лепту в развитие легендарного «Паровоза». На страницах «паровозных» проектов можно встретить и имя вашего покорного слуги — например, я выступил соавтором одной заметки о путешествии в заповедный узкоколейный край.
Никакое сообщество невозможно без живого общения между участниками — для этого в 1997 году был создан список рассылки 1520mm (1520 мм — ширина железнодорожной колеи в странах бывшего СССР, а также в Финляндии и Монголии), который, конечно же, модерирует ДЗ. С некоторых пор 1520mm зарегистрирован как дискуссионная группа на сервере Yahoo! Groups, который автоматически строит архив всех обсуждений. А в первые годы функционирования списка рассылки ДЗ вручную ежедневно формировал архивы и выкладывал их на сервере «Паровоза ИС». Уму непостижимо, сколько тем было перемолото за годы существования этого форума, сколько судеб он свел вместе… Сейчас на рассылку подписано почти 450 человек. Наиболее часто встречающиеся в обсуждениях вопросы вынесены в FAQ.
Другой колосс железнодорожного Рунета — это проект «Транссибирская магистраль — Веб-энциклопедия», основанный в 1997 году Сергеем Сигачевым из Хабаровска — конечно же, активным участником 1520mm. Уже нет сил в красках описывать, что можно, а чего нельзя найти на этом сайте. Скажу лишь, что слово «энциклопедия» в названии проекта оправданно на все сто процентов — сайт содержит подробную справочную информацию по всем городам и весям по ходу Транссиба (от Москвы до Владивостока), сопровождаемую фотогалереей из почти трех тысяч отборных высококачественных снимков. В дополнение — масса интереснейшей исторической, картографической, технической информации; коллекция образцов билетов, железнодорожной формы, знаков отличия и документов разных лет; путевые заметки; а также утилитарные страницы для путешествующих — погода в главных городах Транссиба, поезда и стоимость проезда в оных. Все это можно прочесть не только по-русски, но и по-немецки.
Метрополитены в России уже давно вышли из-под юрисдикции МПС (впрочем, и само это министерство не так давно разогнали), но ездить по рельсам поезда метро от этого не перестали. Впрочем, «передел собственности» был неизбежен и в железнодорожном сообществе — в один прекрасный момент в связи с ростом трафика и зачастую никак не пересекающимися интересами от 1520mm отпочковался дискуссионный лист metro, посвященный метрополитенам и другим видам городского транспорта. Вернее, не metro, a metroo — именно с таким именем он зарегистрирован в базе данных сервера Yahoo! Groups. Дело в том, что логин metro к тому времени был уже занят, а слово metroo — оригинальная придумка ДЗ, фигурирующая на созданном им стебном сайте Улан-Баторского метро. (Поясню для тех, кто не понял шутки: в действительности столице отсталой Монголии метрополитен никогда в жизни даже и не снился.)
Модератором листа является Алексей Юшенков AKA Юстас, автор одного из старейших в своей категории сайтов «Метро, которое мы потеряли», созданного в 1998 году, и сын печально известного депутата Госдумы. Сегодня по численности подписчиков metro отстает от 1520mm лишь на несколько десятков человек.
Но Самый Главный И Полный Сервер Про Метро — это, конечно же, сайт «Московское метро» небезызвестного Темы Лебедева. Этот ресурс знаком решительно каждому, так что описывать его прелести здесь я не буду. Иные, конечно, могут злобно проворчать, что успех этого проекта предопределен звучным именем домена и тем, что фамилия Лебедева стала в Рунете почти нарицательной. Но в 1996 году, когда проект только стартовал, второй факт относился еще к разряду весьма спорных, а свободных красивых доменов в зоне .ru было хоть отбавляй.
Кстати, мой тезка подписан на metro, и в мою бытность там можно было даже время от времени читать его постинги. Как сейчас — сказать не могу, ибо уже почти три года фактически не читаю ни 1520mm, ни metro по причине дефицита времени. Что занятно, на ЕЖЕ-лист Артемий Андреич не подписан.
Кстати, вскоре (в 1997 году) в Сети появился другой сайт с точно таким же названием — «Московское метро» — от Владимира Свириденкова. Этот ресурс тоже весьма неплох — во всяком случае, он был одним из первых, с которых я начинал свое знакомство с «метрошным» Рунетом.
Забавный сайтик про «Улаанбаатар Метроо» (кстати говоря, далеко не всем известно, что его автор — именно ДЗ) красноречиво демонстрирует, что с чувством юмора у наших коллег все в порядке. А вот и еще один примерчик из той же оперы: «Московская метро-камера», созданная Алексеем Чарыковым (кстати, он экспонат ФРИ). Поистине великолепный пример творческого преломления тематики метрополитена. Сайт был приурочен к 1 апреля, что уже само собой намекает на розыгрыш. Тем не менее, вот уже на протяжении шести лет все новые и новые поколения посетителей с завидной регулярностью поднимают в гостевой книге дебаты на предмет того, «всамделишная» камера или нет. Весь сайт, не считая гостевой — одна страничка и пяток изображений. Ни прибавить, ни убавить.
Так что «узкоспециализированная» тематика железных дорог и метро бывает скучной только на первый взгляд.
В начале 2000-го я попытался доказать этот тезис и личным примером. Так появился на свет мой первый сетевой тематический проект, вскользь упоминавшийся в самом начале — сайт «Голоса Подземелья», посвященный звуковым сообщениям в метрополитенах городов бывшего Советского Союза. История «Голосов» началась с моего постинга в 1520mm, породившего ощутимую волну откликов. Без поддержки сообщества я никогда бы, наверное, не стал заниматься этой бредовой затеей…
Далее события развивались по сценарию, который я и не мог себе вообразить. Хостинг для проекта предоставил все тот же Тема Лебедев (voices.metro.ru стал первым поддоменом третьего уровня на сервере «Московского метро»). Интерес к «Голосам» стали проявлять не только законченные фанатики метрополитенов — я начал получать отзывы и от вполне вменяемых людей в том духе, что мне, дескать, удалось тонко раскрыть психологию «подземки». Много писем поступало от русских эмигрантов со всех концов света, мол, мой сайт навевает сладкие ностальгические воспоминания. Я довольно быстро потерял счет обзорам сайта в прессе, в том числе и зарубежной, а Сергей Власов и Георгий Жердев использовали звуковые материалы «Голосов» в своем произведении мультимедийной литературы «В метро (и снаружи)», завоевавшем первое место в своей номинации по итогам конкурса «Тенета-2002». Совсем недавно я обнаружил ссылку на свой проект со страницы 107-го параграфа лебедевского «Ководства», где обсуждаются вопросы кодирования информации.
Есть у меня и другой сайт метрополитеновской тематики — «Метро не с первого взгляда». Но за пределами узкого круга «метрошников» он почти ничем не прославился.
Оба эти ресурса я несправедливо забросил на произвол судьбы — в течение уже почти трех лет они не обновляются. Но интерес к железным дорогам в связке с Интернетом у меня не пропал, а, скорее, перетек в другое русло. Сейчас я реализую его, занимаясь сопровождением сайта Modellmix.com, нынешний облик коего создавал три года тому назад. В этом проекте мне удается сочетать приятное с полезным — иными словами, за интересную работу здесь еще и деньги платят. В рамках сайта действует мой авторский железнодорожный фотоальбом — пусть и не сопоставимый по масштабам с фотогалереей «Паровоза ИС», но зато собираемый неспешно, с чувством, с толком и с расстановкой. Время от времени в рамках этого проекта появляются мелкие дочерние сайтики — например, вот этот, на мой взгляд, довольно симпатичный.
Ой-ой-ой, в какой же глубокий транс я впал — набиваю уже восемнадцатую тысячу знаков на одном дыхании! Сам себя задел за живое. Ну да ладно, хватит впечатляться…
И напоследок. Хотите интересно и с пользой провести выходной? Тогда поезжайте сегодня в Щербинку — непременно электричкой (с Курского вокзала, если кто не знает). В программе — «покатушки» по экспериментальному кольцу ВНИИЖТа (Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта) на настоящем паровозе! Лучше выезжать прямо с утра. Там найдете, не заблудитесь — от платформы 5 минут пешком. Пива на станции взять не забудьте!
P. S. Спустя несколько дней с момента публикации этой колонки Дмитрий Зиновьев тоже стал участником галереи ФРИ. И что еще интересно — и САМ, и ДЗ родились в первой декаде августа. Под знаком Льва, если угодно. Прямо мистика. Неужто все это не просто случайные совпадения, и для того, чтобы стать основателем видного сообщества в Рунете, нужно, чтобы непременно выполнялось столько условий?..
01.08.2004
Теги: железнодорожные сайты
|