|
Арбузный ломтик по средам № 169
Гипергипермедиа
|
— Тсс! Прошу соблюдать тишину! Моя идея — идея фикус! Она имеет для всех нас только хорошие стороны — и ни одной плохой. Так слушайте же вы… В чем исключается моя заключительная. То есть наоборот! В чем заключается моя исключительная идея. Вы берете и делаете так.
Лев Кассиль, Кондуит и Швамбрания |
Закончились летние каникулы, дети и студенты покидали ноутбуки в рюкзаки и отправились хвалиться, кто как провел лето. Отдохнувший «Арбузный ломтик» предлагает начать новый учебный год с фантастики. Естественно, связанной с Интернетом и нами в нем. Отталкиваться будем от основы основ WWW — гипертекста. То есть, текста, снабженного ссылками на другой текст, находящийся на любом удаленном компьютере. Это уже не просто текст или документ, а что-то волшебное, органически влитое в бесконечно большую глобальную библиотеку с моментальной доставкой всех связанных с других документов. Однако на сайтах размещены не только тексты. На семинаре, организованном интернет-редакцией радио «Голос России» Юрий Широкий сделал интересный доклад о развитии мультимедия в Сети. Он привел вид одного известного портала в 1996 году, когда он состоял лишь из текстовых ссылок, его же вид шестилетней давности с обилием фотографий и нынешний вид с многочисленными видеофрагментами. (К сожалению, Юрий Широкий, заместитель генерального директора информационной компании «БелаПАН», умер в Минске в январе 2008 года. Мы успели познакомиться за время семинара и много общались. Хороший мужик, осталась добрая память). Так вот, обилие картинок и видео материалов на веб-страницах получило название «гипермедиа».
Но насколько гипермедиа «гипер» по аналогии с гипертекстом? Ровно столько же — картинка может быть такой же гиперссылкой, что и текст — не более. Тут мы и подходим к центральной мысли — сделать гипермедиа тоже «гипер», но в своем, в новом, в медийном понимании. Например, разглядывая фото компании в горах, я кликаю по изображению знакомого и тут же получаю всю информацию о нем, включая и другие фотографии. Кликаю по горам — получаю информацию об этих горах, вид из космоса, химический состав пород, тектонические, археологические и исторические сведения о местности. Если кликну в попавший в кадр автомобиль — получу информацию о модели с характеристиками и, черт с ним, рекламу машинного масла в придачу.
С видео можно пойти ещё дальше. Тут вообще можно отказаться, наконец, от мышки, полностью переключившись на голосовые команды или на жесты рукой. Это позволит «беседовать» с фильмом, не только попросить вернуться назад и повторить фрагмент, но и задавать вопросы о появляющихся на экране политиках, поп-звездах, танках, котятах, в ответ тут же получать информацию о запрашиваемых объектах в виде таких же фильмов или в устаревшем уже текстовом виде. Естественно, что каждый фильм должен позволять «наезжать» на любой объект, чтобы рассмотреть его покрупнее, менять точку съемки, фокус, яркость и освещенность объекта съемки.
И, как супер вершина всех этих гиперфильмов, не раз обыгранная фантастами — ветвление сюжета по нашему желанию, речь, конечно же о художественных фильмах. Тогда классическая для детективов фраза «убийца — шофер» может быть неверной, и мы сами пустим следствие по новому пути. И ещё более высокая вершина — каждый сможет «прожить» роль выбранного героя из фильма, причем, не один раз, направляя каждый раз сюжет в новое русло и «откатывая» назад, если что-то не заладилось. Несбыточная мечта? Не более, чем нынешний Интернет для обывателя 60-х годов прошлого века. Все дело в широких каналах, ценах на трафик.
Осталось немного подождать, имея в виду две взаимно перпендикулярные мысли. Первая — любая смелая фантастика становится явью в самое ближайшее время. И вторая — почти все фантасты промахивались с прогнозами, реальная жизнь получается ярче и круче. Ждем.
03.09.2008
Теги: фантастика
|
Ваш отзыв автору
|
|
|