|
Загадки русского Средневековья с Константином Шурыгиным № 17
Прижизненный портрет Ивана Грозного
В средневековой Руси не было принято делать портреты реальных людей. Рисовать было принято лишь лики святых, для почитания и благоговейного поклонения. Князь мог быть запечатлен на иконе только в одном случае спустя многие годы после смерти, если церковь за его заслуги причисляла его к лику святых. Иконописцы рисовали лишь царей небесных. Поэтому портреты царствующих монархов, увы, не украшали присутственные места средневековой Руси. В приказах и канцеляриях вместо портретов гениальных руководителей висели иконы.
Мода на украшение присутственных мест портретами монархов была занесена в Россию с Запада в более поздние времена, когда сама русская церковь пережила раскол, и многие православные традиции были пересмотрены. Помимо религиозных запретов проблема с портретами была в том, что традиций портретной живописи на Руси не существовало. Даже книжные миниатюры, украшавшие лицевой летописный свод времен Ивана Грозного были нарисованы в стиле русских икон, и лица людей, изображенные на них, были далеки от портретного сходства. Художников-портретистов в России не наблюдалось вплоть до середины XVIII века, когда европейской живописи обучились Ф. Рокотов, Д. Левицкий и прочие ныне признанные русские мастера. Но даже при Екатерине II некий безымянный русский художник, нарисовавший портрет царицы, сделал столько грубых анатомических просчетов, что это без сомнения выдало в нем бывшего иконописца. Портрет царицы с нелепо искаженной фигурой, огромным лицом и непропорционально маленькими ручками и ножками, не нашел себе места в Петербурге. Ныне он украшает Тверской музей. Острая ситуация с написанием царских портретов была снята лишь путем обучения русских живописцев в европейских школах живописи.
Стоит ли удивляться тому, что прижизненных портретов русских царей попросту не существовало. Редкими единичными исключениями являются лишь несколько портретов царей, сделанные заезжими европейцами, и посмертные «парсуны». Известна европейская литография, изображающая Ивана Грозного. Также существует «парсуна» Ивана Грозного, которую он послал в Англию, скорее всего, когда пытался посвататься к английской королеве. На ней царь был изображен в иконографической манере, с огромными глазами и большим лбом. Икона, видимо, не вселила в королеву благоговейный трепет, и брак не состоялся. Ныне парсуна хранится в копенгагенском Королевском музее.
Как выглядело подавляющее большинство русских князей и царей вплоть до Алексея Михайловича, отца Петра I, долгое время оставалось абсолютной загадкой. В дореволюционных исторических изданиях художники, изображая царей и цариц, давали полную волю воображению, и они получались похожими то на англосаксов, то на татар.
Однако если нельзя было рисовать царя на иконе, то ничего не мешало отчеканить его облик, скажем, на монете. Выдающийся нумизмат И. Г. Спасский в 1976 году после внимательного изучения монет Ивана Грозного пришел к выводу, что лицо всадника на копейках (которого далекие от нумизматики люди обычно путают с Георгием Победоносцем) имеет вполне четкие очертания конкретного человека. В работе «К прижизненной иконографии Ивана Грозного» ученый высказал гипотезу, что лицо изображенного на монетах царя является портретом Ивана Грозного.
Известный нумизмат А. Мельникова также утверждала, что монеты Грозного стоят особняком среди нумизматических памятников XVI—XVII вв., резко выделяясь среди них разнообразием приемов в передаче деталей изображения, выразительным и реалистичным рисунком. Именно на этих монетах был сделан переход от абстрактного силуэта всадника к изображению самодержца, наделенными конкретными чертами правителя.
В 2001 году автор данной статьи нашел в Тверской области наиболее хорошо сохранившийся экземпляр такой монеты. Копейка была отчеканена в Новгороде после 1554 года. Под лупой хорошо было видно лицо царя. Но детали, хорошо видимые глазом, долго не удавалось ввести в компьютер. Наконец, удалось отснять портрет царя при помощи электронного микроскопа марки Didgital Blue при 60-кратном увеличении.
Как известно, многие пропорции черепа находятся в отношении «золотого сечения». В портрете на монете поражает то, что он полностью соответствует законам анатомии на нем можно увидеть все три «золотых сечения» из трёх возможных с погрешностью от 1 до 9%. То есть портрет Ивана Грозного был сделан с сохранением всех пропорций и тщательностью, которую трудно себе вообразить.
Величина портрета составляет
всего два миллиметра! Ещё миллиметр приходится на модную шапку. Мастерство средневековых денежных мастеров Московии явно находится за гранью понимания. Нумизмат П. Гайдуков, изучая эту монету, высказал предположение, что средневековый гравер для выполнения данного портрета, скорее всего, использовал хорошую оптику.
Что же удалось изобразить резчику на столь малом пространстве? Почти всё. Видно вполне узнаваемое лицо исторического персонажа. Это именно прижизненный портрет человека, имя и титул которого отчеканены на обороте монета «Царь и Великий князь Иван Всея Руси».
Но насколько этот портрет соответствует действительности? Другие прижизненные портреты Ивана Грозного неизвестны. Известна реконструкция облика Ивана Грозного по его черепу из захоронения в Архангельском соборе Москвы, сделанная антропологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Что интересно ракурс головы царя на монете совпадает с ракурсом, который современный фотограф выбрал для фотографирования скульптуры. «Критерии оптимальности» в выборе «точки съемки» у средневекового резчика и современного художника оказались одинаковы.
Это позволило с помощью компьютера наложить одно изображение на другое. После компьютерного наложения одного изображения на другое стало видно, что число «несовпадений» портрета с реконструкцией Герасимова можно свести лишь к двум!
На обоих портретах точно совпадают общие пропорции лица. Иван Грозный имел высокий лоб с залысинами и тяжело нависшие надбровные дуги. Оба изображения показывают одну линию волосяного покрова с высоким лбом, ниспадающие волосы закрывали уши. В глубоких глазных впадинах сидели выпученые глаза. Нос у царя был в виде крючка. Резкая складка у носа и выступающие скулы, опущенные уголки губ, выступающая нижняя челюсть создают впечатление высокомерного и брезгливого выражения лица. Изображение на монете и реконструкция портрета по черепу разошлись лишь в двух деталях складке кожи на лбу и длине бороды. Однако не будем забывать, что Герасимов воссоздавал скульптурный портрет по черепу 54-летнего мужчины. А на монете изображен 24-летний молодой человек.
Исследователь П. Мигалев писал:
«Известно, что восстанавливая облик Ивана IV, М. М. Герасимов отметил в строении его черепа значительные признаки средиземноморского типа. Откуда же? От бабушки гречанки Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI, которая была замужем за великим князем московским Иваном III Васильевичем. В 1994 году криминалист и скульптор С. А. Никитин реконструировал облик великой княгини Софьи Фоминичны. Совмещение черепов Ивана Грозного и его бабушки методом теневого фотоналожения выявило: контуры черепов, скуловые кости и скуловые дуги, глазные орбиты близки по форме настолько, насколько это может быть лишь у родственников. Василий III с обнаруженного портрета тоже похож на свою мать: тот же большой лоб с залысинами, крючковатый нос, жёсткость выражения лица
»
Итак можно утверждать, что с большой долей вероятности череп, хранившийся в Архангельском соборе в могиле Ивана Грозного и портрет на его монете принадлежат одному человеку. Или двум очень похожим людям, скорее всего, близким родственникам.
Данный тип монет ставит много загадок. Что за шапка украшает голову царя? Почему она заменяет традиционную корону? Почему ни до, ни после данной серии монет на Руси не чеканились портретные копейки? Кто был гравером данного штемпеля заезжий европейский мастер или русский «Левша»?
Но в любом случае на основании данного портрета можно утверждать одно. Спорная гипотеза А. Фоменко о том, что «Иванов Грозных» в русской истории было несколько, и что «Иваном Грозным» в поздние времена назвался татарин Симеон Бекбулатович не находит никакого подтверждения в нумизматике.
21.02.2008
Теги: история
нумизматика
Русь
средневековье
|
Ваш отзыв автору
|
|
|