|
Загадки русского Средневековья с Константином Шурыгиным № 16
Белые башни
Из учебников по эстетике известно, что «архитектура, как никакое другое искусство, выражает общественную мысль своего времени». Поэтому общепризнанным подтверждением тяжести монголо-татарского ига является полное прекращение каменного строительства в русских землях. После строительного бума Киевской Руси строительство каменных сооружений замирает на век, чтобы возродиться лишь при Дмитрии Донском. Впрочем, некоторые исследователи пишут о прекращении строительства на два века, поскольку так события лучше ложатся в схему иноземного нашествия. Между волшебными владимирскими соборами XII века и монументальными московскими соборами XV века лежит темная многовековая пропасть, по общему мнению, связанная с татарским игом.
Но даже при беглом обзоре видно, что современные авторы сильно расходятся во мнениях:
«В первые 50 лет ордынского властвования на Руси не было построено ни одного города.»
«На целое столетие прекратилось каменное оборонное строительство на Руси.»
«На два века прервалось возведение крупных каменных построек.»
«Одним из тяжелейших последствий этого события было полное прекращение монументального строительства на Руси.»
Не всегда сходясь в оценке временного периода, исследователи до недавнего времени сходились в одном в период татарского ига всякие строительные работы на Руси прекратились. Отталкиваясь от этого факта, делался вывод, что строительных бригад на домонгольской Руси не могло быть много скажем, не более 7-8. Историки до сих пор спорят, какая беда постигла немногочисленных древнерусских мастеров каменных дел были ли они угнаны в плен татаро-монголами, или просто убиты при взятии городов. Современные же публицисты, нимало не сомневаясь, пишут как об общеизвестном факте:
«Монголы ведь не только сожгли все города, которые они захватили и уничтожили практически все население этих городов, разрушили каменные церкви, дома, фактически на двести лет прекратилось каменное строительство на Руси. Но сожгли, естественно, всю письменность».
Таким образом, все сходятся в двух вопросах в градостроительстве произошла катастрофа, и во всем виноваты иноземные захватчики.
Современный историк-медиевист Д. Песков тем не менее перечисляет целый ряд каменных сооружений, возведенных или отремонтированных сразу после татарского вторжения в 12391300-х годах.
Однако откуда на домонгольской Руси появились свои архитекторы, свое строительное мастерство и почему оно разом исчезло? Странно то, что в домонгольский период из камня строились только крупные соборы. Ни каменных палат, ни каменных крепостей, ни даже каменных домов или сараев не сооружалось. На Руси не было никакого опыта строительства даже каменных заборов. Поэтому сложно представить, как это бац! и на пустом месте без всяких предисловий вдруг появлялся огромный каменный храм со сводами.
«Вор придет хоть стены оставит. Пожар придет все заберет». Понятно, что эта пословица была создана в доме с деревянными стенами. На Руси традиционно много и быстро строили из дерева. Д. Песков отмечал:
«каменные защитные сооружения не строились не потому, что русские каменосечцы мудрые не были на это способны, или кто-то мешал, а потому, что в тактике тех времён они не имели никаких преимуществ перед деревянными. Даже в XVI веке Матвей Меховский писал, что на Руси, кроме Москвы, нет ни одной каменной крепости (и это несмотря на развитие камнемётной техники и огнестрельной артиллерии!). Дело в том, что русские мастера нашли способ создавать стены, вполне удовлетворявшие всем новым веяниям. Это были двойные деревянные стены, заполненные в промежутке землёй».
Поэтому факт самозарождения из ниоткуда «своих» мастеров каменных дел, по мнению многих историков, являлся отражением расцвета культуры и искусства Киевской Руси. Впрочем, при более внимательном рассмотрении выясняется, что строительный всплеск Киевской Руси проводился все же силами наемных византийских архитекторов. Киевские князья выписывали из Константинополя как мастеров, под руководством которых создавались киевские храмы, так и целые строительные бригады.
Это послужило появлению полярного взгляда, что, в общем-то, население Древней Руси имело такое же отношение к «древнерусской архитектуре», какое американские индейцы имеют к американским небоскребам. Отношение такое, что эти сооружения стоят на их земле, и возможно, кто-то из местного населения даже поработал разнорабочим на их строительстве.
Строительный ренессанс XV-го века также не обошелся без иностранных специалистов. Надежда на то, что своими силами, без чертежей и сопромата, можно возводить большие каменные постройки, рухнула в 1474 году вместе с Успенским собором. Новый кафедральный митрополичий собор, два года возводимый под руководством русских зодчих Ивана Кривцова и Мышкина, обвалился из-за технических просчетов. Как образец для строительства брался владимирский Успенский собор, тщательные обмеры которого были ими проведены. Московский собор должен был значительно превосходить по размерам владимирский. Ошибка была, в частности в том, что строительные сооружения увы! нельзя линейно масштабировать. При увеличении размера здания нагрузки возрастают где-то в квадрате, а где-то в кубе. Поэтому требуется полный пересчет всех прочностных характеристик строения, а часто новое инженерное решение. Собственного опыта каменного строительства на Руси оказалось явно недостаточно.
Для строительства главного православного собора страны, будущего места коронации всех русских царей, пришлось приглашать католика и иностранца Аристотеля Фьораванти. Он запросил за работу огромные по тем временам деньги десять рублей в месяц. Остатки стен, возведенных русскими мастерами, были признаны полностью непригодными и были снесены тараном. Итальянского архитектора отвезли во Владимир и показали ему как образец собор, увеличенную копию которого предстояло построить. Фьорованти с интересом осмотрел собор, потрогал кладку, и удовлетворенно произнес: «Наши строили!».
Долгое время историки расценивались его слова так: «Иностранец не мог представить, что 300 лет назад, до ордынского разорения, на русской равнине существовала цветущая держава с великой культурой, которая решительно ни в чем не уступала Европе».
Однако со временем оказалось, что Фьорованти вовсе не ошибался. Существуют свидетельства, что князь Андрей Боголюбский действительно просил императора Фридриха I Барбароссу прислать ему мастеров-строителей, что и было сделано. Еще в 1920-х годах Ф. Халле ввел термин «русская романика», но в советское время на подобную терминологию, прямо связывающую зодчество Древней Руси и Западной Европы, существовал негласный запрет. Отличительной чертой «русской романики», является строительство из гладкотесаного белого камня.
В последующие годы итальянские мастера построили в Москве новые стены и башни Кремля, Грановитую палату, возвели Архангельский собор. Кремль и кремлевские соборы, построенные итальянцами, стоят до сих пор и продолжают восхищать интуристов как шедевры древнерусской архитектуры.
Отметим, что уйти с заработанными деньгами Антонио Фьорованти не удалось. В 1484 году было записано: «Аристотель начал проситься у великого князя в свою землю; князь же великий поймал его и ограбив посадил на Онтоновом дворе за Лазорем святым». На этом «приключения итальянцев в России» и закончились. Наивно было полагать, что искусных мастеров фортификации, да ещё с таким «портфолио», как Московский Кремль, свободно выпустят за границу.
Таким образом, в отношении каменного строительства сложились две основных парадигмы.
Первая. Гениальные русские умельцы-самоучки сооружали каменные сооружения мирового значения и были полностью перебиты во время татарского нашествия.
Вторая. Каменное строительство на Руси велось иностранными специалистами и прекратилось ещё до прихода татар, а основные разрушения городам причинили собственные князья в ходе непрерывной братоубийственной резни.
Но тем неожиданнее было археологическое открытие, не вписывавшееся ни в одну из этих парадигм. В 2002 году в самом центре русских земель были найдены остатки белокаменного города, построенного русскими мастерами в самый разгар татарского ига и полностью разрушенного русскими же войсками
07.02.2008
Теги: архитектура
история
средневековье
|
Ваш отзыв автору
|
|
|