|
Перемены истории с Виктором Сонькиным № 17
О Третьем Храме и о иерусалимских древностях
С того момента, как легионеры Тита разрушили главную иерусалимскую святыню, иудеи не переставали мечтать о строительстве нового Храма. Первую попытку сделал Симон Бар Косиба (Бар-Кохба), ненадолго отвоевавший Иерусалим у римлян в 132 году. Когда его восстание было подавлено, иудейские религиозные лидеры решили, что новая попытка произойдет не раньше, чем через много веков, и пора собирать и записывать для будущих поколений предания и традиции, ранее передававшиеся из уст в уста. Так родилась Мишна, свод устного закона и первый труд раввинского иудаизма, который пришел на смену храмовому.
Однако же в IV веке амбициозный римский император Юлиан, известный в истории как Отступник, решил восстановить традиционную для римской власти терпимость и, как бы сейчас сказали, мультикультурализм. Вопреки распространенному мнению, в его цели не входило искоренение христианства он всего лишь пытался отобрать у него положение государственной религии и по возможности выдавить христиан из правящей элиты обратно в слои обездоленных провинциалов. Поддержка местных культов вполне вписывалась в юлиановскую программу. Иудаизм вызывал у образованных язычников такое же недоуменное отвращение, как и христианство, но у первого было огромное преимущество: это была религия очень древняя, а римляне древность уважали.
Отправляясь воевать персов, Юлиан остановился в Иерусалиме и обозрел руины Второго Храма. Проявив сочувствие, он немедленно отдал приказ о восстановлении святыни и назначил архитектора. Историк Аммиан Марцеллин, личный друг императора, сообщает, что работа при поддержке римского наместника закипела быстро, но была приостановлена из-за страшных клубов огня, вырывающихся из-под фундамента. Возможно, это было землетрясение, событие в Палестине нередкое; возможно, иудеи сами саботировали строительство мысль о том, что Храм будет восстановлен по приказу римского кесаря, нравилась далеко не всем. Христианские историки неизменно трактовали этот случай как пример Божьей кары, постигшей начинание гордого язычника. Юлиан вскоре погиб в бою (по некоторым, не слишком достоверным данным от руки христианского заговорщика в собственном стане; удивительно, но христианские источники насаждали именно эту версию), и его планам не суждено было осуществиться.
В начале VII века персы отвоевали Палестину у византийцев и отдали ее в управление своим вассалам, вавилонским евреям. Церковь, стоявшая на Храмовой горе, была разрушена; снова началось строительство и отправление храмовых служб по правилам, записанным в Мишне. Но и это возрождение продолжалось недолго: византийцы отвоевали Иерусалим и превратили Храмовую гору в место для свалки. В таком виде ее и застал халиф Омар, войдя в город в 637 году.
К 691 году на этом месте вознесся Купол Скалы самое древнее в мире мусульманское культовое сооружение. Под золотым куполом, ради реставрации которого покойный иорданский король Хуссейн продал в 1998 году один из своих лондонских домов, находится Краеугольный камень кусок древней скалы, священный для всех трех религий Книги. Иудеи предполагают, что на этом месте находилась святая святых Первого и Второго Храмов (хотя есть и сомневающиеся, потому что библейские строительные спецификации внутренне противоречивы); Талмуд указывает, что с этого камня был сотворен мир и что он, таким образом, является первым на свете куском Земли. Именно там спал Иаков, когда увидел свою знаменитую лестницу. Мусульмане же чтят камень как место, откуда пророк Мухаммед временно вознесся в небеса в 621 г. (ночь вознесения Пророка к Престолу Аллаха или Аль-Исра валь-Мирадж); согласно этой версии, на камне видны отпечатки копыта Бурака, коня Пророка, и следы рук архангела Гавриила, который удержал сам камень, поплывший было за Мухаммедом в небеса. На стене святилища расположена мозаичная надпись самая ранняя известная цитата из Корана; интересно, что в ней говорится не о чем-нибудь, а об Иисусе, сыне Марии.
В современном иудаизме нет единого мнения о Третьем Храме. Ортодоксы считают, что он необходим, и что в нем должна быть в полном объеме восстановлена храмовая служба, в том числе жертвоприношения животных. Ортодоксальный иудаизм также считает, что коэны и левиты, наследственные священнические иудейские касты, должны в любой момент быть готовы явиться на службу в Храм; поэтому для коэнов существует особый, более строгий набор заповедей. В частности, коэн не имеет права жениться на разведенной или перешедшей в иудаизм (а не рожденной в нем) женщине. Средневековый теолог Маймонид, чей авторитет в иудаизме непререкаем, в своем раннем трактате «Путеводитель заблудившихся» писал, что Бог намеренно привел иудеев от жертвоприношений к молитве как более совершенной форме поклонения, но в фундаментальном трактате «Мишне-тора» указывал, что в Третьем Храме должны происходить жертвоприношения, и уточнял, как именно. Ортодоксы молятся за их возобновление, и расписание их молитв отражает представление о древней храмовой службе. Менее традиционалистские течения либо отказываются от кровавых жертвоприношений, либо вообще отрицают их необходимость.
Вопрос о строительстве Третьего Храма имеет как минимум две принципиальные составляющие: теологическую и практическую. Большинство ортодоксальных иудеев считает, что Храм будет воздвигнут Мессией; но внутри ультрарелигиозного сообщества есть и особое мнение, и оно гласит, что Храм следует строить здесь и сейчас. Тут-то и возникают практические сложности, особенно со «здесь»: Храмовая гора находится в Восточном Иерусалиме, на территории, которую яростно оспаривают государство Израиль и Палестинская автономия, причем непосредственно на месте древних иудейских святынь расположен уже упомянутый Купол Скалы и прилегающий к нему комплекс мечети Аль-Акса (в туристическом просторечии «Мечеть Омара»). Доступ немусульман на Храмовую гору был до недавнего времени запрещен; сейчас он не возбраняется в дни, когда нет мусульманских праздников, но во избежание провокаций меры предосторожности применяются жесткие: например, запрещен пронос еврейских молитвенников и любых музыкальных инструментов. Ортодоксальные иудеи, со своей стороны, тоже запрещают правоверным приближаться к бывшему Храму; поскольку с абсолютной точностью место, где находилась Святая Святых, указать нельзя, а святость его осталась прежней, еврей не может прогуливаться по Храмовой горе, не опасаясь осквернить святыню (вход туда был разрешен только первосвященнику и только в строго ограниченное время). Несмотря на все ограничения и запреты, израильская организация под названием «Институт Храма» собирает деньги на строительство и уже произвела большое количество храмовой утвари, в том числе ритуальную менору и разного рода сосуды. Институт также занимается поиском рыжей телицы, пепел от сожжения которой (Числа, 19) является универсальным очистительным средством для храма; были определены две возможные кандидатуры, одна в 1997 г., другая в 2002, но при тщательном рассмотрении обе оказались недостаточно кошерными.
Усилия по немедленному восстановлению Храма, как ни крути, относятся к маргинальным течениям в иудаизме. Пока что для любого еврея главной святыней остается Западная стена.
По узким улочкам иерусалимского Старого города можно выйти на большую светлую площадь. На ней практически ничего нет; она кончается светлой каменной стеной. Видимая высота стены около 19 метров; длина ее открытого участка на площади 57 метров. У входа на площадь стоит будка с рентгеновским аппаратом и рамкой металлодетектора, перед будкой большое объявление, которое гласит, что раввины постановили: работа этого оборудования не нарушает соблюдение субботы (в субботу, как известно, нельзя зажигать огонь, что в современных условиях трактуется как запрет на работу любой электрической техники). Ближе к стене поток посетителей разделяется на женскую и мужскую половины. Перед мужской частью стены непредусмотрительные туристы могут взять временную кипу из белого картона.
Стена главное место молитвы. Там понимаешь, до какой степени иудаизм это религия Книги: вокруг расставлены столики с молитвенниками, а слева, где стена продолжается уже вне площади, в крытом помещении, расположена целая большая религиозная библиотека, доступная всем желающим. Иудеи всех конфессий, поодиночке и группками, покачиваясь, молятся у стены, и многочисленные туристы любых вероисповеданий не остаются равнодушными.
Традиционно считается, что после разрушения храма шехина присутствие Бога на Земле сохранилась именно здесь, над Западной стеной. Многие раввины, и не только они, испытали в этом месте божественное откровение, некоторые сильнейшее, до буквальной потери сознания.
Западная стена это то, что осталось от подпорной стенки, установленной Иродом Великим вокруг Храмовой горы. Ирод подошел к делу со свойственным ему размахом и превратил гору в огромную плоскую стройплощадку, на которой и построил Второй Храм версии 2.0 с сопутствующими постройками. После римской карательной операции стена осталась стоять, потому что «Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими [
] и западная часть обводной стены должны были остаться [
] для образования лагеря оставленному гарнизону [и] чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал пред мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравнили с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города, постигший его вследствие безумия мятежников» (Иосиф Флавий, Иудейская война, VII, 1).
В ходе раскопок на стене было обнаружено интересное графитто цитата из книги пророка Исайи (66:18): «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень». Точно датировать надпись невозможно, но весьма вероятно, что она относится ко временам Юлиана Отступника и отражает радость при вести о будущем восстановлении Храма.
Западная стена не ограничивается коротким участком, выходящим на площадь она тянется почти на 500 метров, по большей части под жилыми зданиями, но кое-где выходит на поверхность например, в мусульманском квартале Старого города (этот отрезок известен как Малая Западная стена; он не отполирован миллионами прикосновений верующих и похож на Западную стену до ее завоевания Израилем в 1967 году). Только самые нижние слои стены относятся ко временам Второго Храма, остальное позднейшие надстройки. Для строительства использовались монолитные блоки гигантского размера. Так называемый «Западный камень» на северном участке стены гораздо больше любого из блоков, из которых построены египетские пирамиды. Долгое время он оставался самым крупным объектом, когда-либо передвинутым человеком, пока Екатерина II не повелела доставить в Петербург «гром-камень» в качестве постамента для памятника Петру I.
На протяжении почти двух тысяч лет после разрушения Храма евреи не всегда могли приблизиться к Стене и уж тем более беспрепятственно там молиться. В 1948 году после арабо-израильской войны иерусалимский Старый город, включая Западную стену, был захвачен Иорданией, и, хотя перемирие 1949 года гарантировало иудеям доступ к стене, в реальности его условия не соблюдались. В ходе Шестидневной войны 1967 года группа десантников под командованием генерала Мордехая Гура впервые после девятнадцатилетнего перерыва достигла Стены и солдаты молились, читали кадиш (еврейскую заупокойную молитву) по павшим товарищам и пели «Хатикву», национальный гимн. Охваченные патриотическим порывом, без явных приказов сверху, они сначала демонтировали туалет, расположенный непосредственно возле Стены, а потом снесли весь небольшой марокканский квартал, расчистив место под будущую площадь. Как только военная ситуация позволила, бесчисленные паломники потянулись к Стене в том числе из-за рубежа.
Тут уместно небольшое терминологическое пояснение. В русских источниках Западная стена чаще всего называется «Стеной плача», однако после образования государства Израиль это словосочетание практически вышло из употребления в еврейских, а вслед за ними и в западных источниках. Только по-арабски Западная стена порой по-прежнему называется «местом плача» (эль-Мабка), хотя в последнее время чаще эль-Бурак, по имени коня Пророка, который был возле этой стены привязан. На иврите часто говорится просто котель, «стена» поскольку для бытового значения есть другое слово. Таким образом, термин «Стена плача» не только устарел, но и стал слегка неполиткорректным.
После восстания Бар-Кохбы император Адриан разрушил Иерусалим до основания и выстроил на этом месте город Колония Элия Капитолина, чтобы стереть даже ненавистное имя. Улицы Старого города до сих пор идут по сетке, проложенной когда-то римлянами. В конце XIX века в иорданском городе Мадабе на полу ранневизантийской церкви была обнаружена мозаика с картой Святой Земли и Иерусалима; на карте ясно видно, что через весь город с севера на юг проходила большая магистральная улица Кардо, характерная для римского градостроительного дизайна. Сейчас Кардо частично восстановлена, и на ней стоят античные колонны. Начиналась она на севере, где сейчас находятся Дамасские ворота. Этот вход в город был заложен еще в эпоху Второго Храма; затем реконструирован при строительстве Элии Капитолины (развалины римских ворот видны и сейчас их раскопали во времена британского мандата). Перед воротами стояла колонна со статуей Виктории, богини победы (колонна отмечена на мадабской карте) поэтому по-арабски это место и сейчас называется «Баб эль-Амуд», колонные ворота. (Есть и другое объяснение в византийские времена дорога, начинавшаяся от Дамасских ворот, приводила к площади с колонной в честь императора.) Нынешнюю постройку возвели в середине XVI века в правление оттоманского султана Сулеймана Великолепного.
После того, как Иерусалим превратился в Элию Капитолину, он перестал быть стратегически важным римским пунктом на Востоке. Но и в более благополучные для Иерусалима времена римляне не доверяли этому городу, слишком старому, слишком не-языческому. Они предпочитали приморскую, легкомысленную Кесарию. О ней в следующий раз.
28.01.2008
Теги: Иерусалим
история
Иудея
Рим
|
Ваш отзыв автору
|
|
|