|
Арбузный ломтик по средам № 154
Для осевых линий карандаш потверже
|
О, белизна бумажного листа!
Ни завитка, ни черточки, ни знака.
Ни мысли и ни кляксы. Немота.
И слепота. Нейтральная бумага.
Пока она безбрежна и чиста,
Нужны или наивность, иль отвага
Для первого пятнающего шага
Оставишь след и не сотрешь следа.
Поддавшись страшной власти новизны,
Не оскверняй великой белизны
Поспешным жестом, пошлостью пространной.
Владимир Солоухин. Венок сонетов
|
Широкое внедрение систем автоматического конструирования вроде AutoCAD облегчило труд конструкторов, автоматизировало нетворческие шаги вроде подбора стандартных компонентов, свело к минимуму рутину нетворческих шагов. На фоне всеобщей эйфории хотелось бы капнуть несколько соленых слез в чашку с воспоминаниями о тех самых золотых временах, когда работа конструктора была «правильной» и ритуально отшлифованной. И ведь дело не просто в том, что карандаш заменили на мышку исчез целый пласт тактильно-зрительных притяжений, мелких привычек, навыков, предпочтений, маленьких хитростей и сопутствующих прибауток. Из которых, собственно говоря, и состоит личность, то, что отличает человека переживающего от робота, начиненного логикой.
Естественно, что думать о чертеже вы начинаете не после воцарения перед глазами плоскости невинно белоснежного ватмана, а задолго до этого. Непроизвольно крутите деталь, думаете, как лучше забазировать, как зажать, с чего начать обработку, до этого щупали заготовку, чтобы проверить припуски, облой в штамповке или литники в литье
Стоп, об этом в следующий раз
Сегодня только о самом процессе. А знаете ли вы, что ватман выдавали двух видов толстый, ослепительно до голубизны белый мы его называли хороший. И потоньше, порыхлее, ближе к промокашке и чуть темнее. Мы его называли плохим. Плохого давали на складе много, хорошего мало. Хороший берегли для «хороших», интересных деталей. Фраза «Взять что ли для этого бимса хороший ватман?» означала, что деталь особенно приглянулась и хочется сделать техпроцесс на пять с плюсом, чтобы сразу и без сучка-задоринки получить хорошую по всем параметрам деталь с малками, стеночками, поднутрениями, отжимами-затягами и прочей сотней заранее учтенных и предусмотренных технологических тонкостей. Скучные, проходные детали довольствовались плохим ватманом и такими же карандашами. Ну какой смысл для плохого ватмана брать не KOHINOR HB, а KOHINOR F никто разницу не почувствует, можно было вообще обойтись тривиальным «Конструктором ТМ».
Ватман вообще-то должен прикалываться к доске кнопками. Но в семидесятые годы пришли на завод ГДР-овские кульманы с пластиковыми досками. Кнопка их не брала. Приходилось клеить за уголки скотчем. Или высверливать отверстия, в них вставлять деревянные заглушки под кнопки. После прикрепления ватмана непременная операция выровнять рейсшину по краям листа, чтобы рамочка была параллельна краю.
И вот волнующий момент проводим осевые линии и начинаем чертить. Не все так просто это на экране можно будет потом двигать виды и сечения, располагая их покрасивее на поле чертежа для этого много ума не надо. А вот предусмотреть заранее на листе виды, сечения, диаграммы и все прочее, чтобы смотрелось это надо иметь талант или, на крайний случай, голову на плечах. Для осевых линий естественно нужен карандаш потверже и затачивается он поострее.
После нанесения осевых понеслись быстро контур отверстия циркулем, касательные, к ним параллельные, к ним под углом, скругляем приятно видеть, как рождается деталь. А после обведения контура пожирнее, нанесения штриховки и размеров, чертеж становится все ближе к произведению искусства, зачастую порождая эмоции и восторг у тех, кто понимает в этом. А маленькие отверстия сколько хлопот с балеринкой она ведь не рисует окружность симметрично относительно иголочки к ней надо приноровиться. А вписанные радиуса обводятся по радиуснику. Это фетиш у каждого свой радиусник. Уходящий на пенсию оставляет свой радиусник товарищам, они (радиусники) обрастают историей и легендами. Ну и ошибки куда же без них? «Конструктор больше работает резинкой, чем карандашом» закон Мэрфи для конструкторов. Ну и штамп угловой
сколько их было начерчено всего наверное до Луны, если сложить рядом все штампы а ведь надо было правильно заполнить все графы. И красиво шрифтом с наклоном в 75 градусов и выписанными по ГОСТу буквами, можно конечно и коряво накалякать но это самого себя не уважать. И свой чертеж. Тогда в чем смысл?
17.10.2007
Теги: воспоминания
черчение
|
Ваш отзыв автору
|
|
|