|
Арбузный ломтик по средам № 152
Холм мудрецов
|
О, что за царство! И лужайкам рая
Не выдержать сравненья с древним Шашем,
А тот, кто поселился здесь надолго,
Забудет навсегда о райских кущах.
Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,
Чем жизнь влачить в любом чужом краю!
Зайн ад-дин Васифи, из «Оды Ташкенту», 1515 г. перевод Бориса Голендера |
В конце августа повезло попал на экскурсию, проводимую знатоком старины Борисом Анатольевичем Голендером. Приведу лишь фрагмент посещение мавзолея Зайнутдина-бобо. В 1225 году просвещенный правитель из Багдада отправил своего младшего сына Зайнутдина на северную окраину мусульманской территории, постоянно подвергаемой набегам кочевников, для утверждения, точнее, укрепления ислама. Зайнутдин поселился около Ташкента в подземной келье, прослыл праведником, считается одним из покровительствующих Ташкенту святых. Мавзолей его находится посреди древнего и действующего поныне кладбища на улице Кукча. До историков дошли сведения, что место это называлось «Холм мудрецов», почему именно так было неизвестно наверное жили когда-то здесь мудрецы.
Разгадка обнаружилась в 90-х годах прошлого века при ремонте сохранившейся кельи Зайнутдина-бобо. Она представляет собой утопленную в землю комнату со сферической крышей. На макушке крыши было отверстие. На полу кельи тоже было отверстие, смещенное от центра на некоторое расстояние. Узкий лаз ведет в подземное помещение, освещаемое лишь светом, проходящим в это отверстие в полу верхней кельи. Так вот оказалось, что все это построено таким образом, что в полдень 22 июня свет из верхнего отверстия попадает в отверстие на полу, а через него в нижнее помещение. То есть, это была своего рода обсерватория для получения момента летнего солнцестояния. Но зачем?
Дело в том, что мусульманский календарь устроен довольно затейливо. За начало Лунной хиджры (Есть еще Солнечная хиджра, но не используется практически) принято 16 июля 622 г. н. э. григорианского стиля день переселения пророка Мухаммеда и его сподвижников из Мекки в Медину. За основу исчисления взят лунный месяц, а начало месяца первое появление Луны на небосводе после новолуния. Год в мусульманском календаре начинается 1 Мухаррама, все нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней. Поскольку при таком счете год составляет 354 дня, то очевидно, что даты в Лунной хиджре мигрируют по григорианскому году, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время на зимние. В результате миграции дат на 34 года Лунной хиджры приходится 33 григорианских года. Поэтому для перехода из Лунной хиджры в григорианский стиль пользуются, как правило, заранее рассчитанными таблицами.
Даже мы, наполненные знаниями прошедших веков и сидящие за компьютерами, не можем сходу разобраться в таком хитросплетении правил, что же говорить о простых крестьянах и ремесленниках, живших тысячу лет назад? Им нужно было сеять зерно и забивать скот, делать плотины для полива и еще сотни хозяйских дел, привязанных к годовому циклу. А мусульманский календарь убегал каждый год по отношению к солнечному году на несколько дней. Чтобы как-то привязаться к солнечному году и был создан такой астрономический инструмент путем размещения двух отверстий строго в плоскости ташкентского меридиана и со сдвигом, соответствующему максимальной высоте солнца в день летнего солнцестояния.
Как могли додуматься до этого жители нашего города загадка. Сейчас в келье висит схема с расчетами не каждый инженер в ней разберется, вспоминая синусы с тангенсами. Так что «Холм мудрецов» это еще скромно сказано, гениальный человек построил эту конструкцию.
Фотографии мавзолея Зайнутдина-бобо и его кельи смотрите в «Письмах о Ташкенте».
19.09.2007
Теги: занимательный календарь
история
|
Ваш отзыв автору
|
|
|