|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем № 16
Без звука
|
Смерть это старый немецкий маэстро.
Поль Целан |
Продолжение.
Начало тут
2.
Бетховен Сизиф, придавленный собственным бременем. До него не было глухих композиторов.
После него многие пытались писать музыку так, будто оглохли и ослепли, но это никому не удавалось.
Романтическое попытка ЗАГЛУШИТЬ разочарование, нехватку. Заранее обречённая, и цепляющаяся за эту свою обречённость, будто в ней, обречённости, и содержится весь её смысл. Чем громче я скажу о своей боли, тем больнее мне будет говорить о своей боли. Развяжите мне руки, и я вылью на вас ушат боли. Корыто боли. Я пропущу свою боль через мясорубку (чтобы стало больнее) и буду кормить вас этим фаршем пока вам тоже не станет больно.
Буддизм навыворот: 1) мир есть страдание, 2) моё собственное страдание, 3) нет ничего, помимо страдания (моего), и 4) лишь в него, в это страдание безвыходное и окончательное верю. Ради него живу.
Бетховен знает: его унизят, обидят, ему не поверят, оболгут, ему не позволят, при случае ограбят и обойдут. Пригласив на обед, ему дадут стул с подпиленной ножкой.
У него есть все основания для того, чтобы так думать.
Он некрасив, ведёт себя грубо и гадко. Его не хотят. С ним не считаются. Его не любят.
Всё это романтизм в чистом виде.
Встретишь такого на улице, поздороваешься в меру приветливо, с достоинством, а он мимо будто не слышит, бормочет тихонько под нос (сочиняет на ходу?), волосы дыбом, взгляд мутный, нездоровый. А ведь ещё вчера одолжил ему десять крон, и уже спрашиваешь себя: зачем?
Это ли не трагедия?
После Бетховена не было больше романтиков. Шуман сошёл с ума, Шуберт был тяжко болен и умер молодым. Шопена терзали женщины. Брамс был нерешителен и страдал. Чайковский сами знаете
Вагнер
Плюнуть некуда.
Ни один из них не оглох.
Последний романтик Шёнберг, и «Просветлённая ночь» последний вхлип романтизма. Но Шёнберг (еврей) очень быстро понял, что страдать нелепо. Зачем страдать, если можно не страдать?
Это вопрос не мог прийти в голову нееврею. Здесь чисто еврейское благоразумие встречается с еврейским же стремлением к совершенству. «Боящийся несовершенен в любви» очень по-еврейски. Иногда кажется, что Экхарт, который был анти-романтиком, сам того не зная, был к тому же самым что ни на есть еврейским евреем.
Это не он сказал про любовь, но слова его.
3.
Музыка Бетховена откровенно груба, её грубость напоминает эпатаж футуристов. Жёлтую кофту Маяковского. Как мог написать Бетховен 4-й концерт, нежнейший нам неизвестно.
Это, наверное, не он писал.
Или это написал Бетховен, которого вдруг полюбили, которому пусть ненадолго одолжили надежду и веру, и он это принял.
29.05.2007
|
Ваш отзыв автору
|
|
|