|
Субботний блик науки № 107
Коллективизация роботов
Вполне очевидно, что в недалёком будущем роботов станет больше. Роботы станут автономнее. Роботы станут разнообразнее. Потому что готовится второй виток машинной цивилизации. В своё время паровая машина повлияла разительным образом на расклад производственных сил. Теперь очередь роботов.
Конечно, прежде чем роботы взрывообразно заполнят окружающее пространство, потребуется этап накопления знаний и технологических ресурсов. Чтобы случился рывок, технологии роботостроения должны стать совсем доступными. Сейчас же эти технологии пока ещё удел компаний, имеющих мощные собственные исследовательские центры. Вопрос в том, надолго ли сохранится такая ситуация?
Впрочем, и сейчас роботы окружают жителей технологически продвинутых частей земного шара. Правда, это роботы не «стандартной», знакомой по произведениям писателей-фантастов, формы. Нет, они выглядят иначе и оттого многие человеческие существа, пользовавшиеся услугами роботов, не осознают всей важности момента.
Пример робота, очень важного для повседневной жизни людей, современный пассажирский авиалайнер. Например, ультрасовременные лайнеры концерна «Эрбас» уже долгие годы летают вполне самостоятельно. По крайней мере, на большей части пути. Пилоты лишь подают роботу-самолёту команды общего свойства (типа «занять высоту» и тому подобные указания, подобающие командиру воздушного судна), а летит самолёт сам. Более того, эти самолёты и приземляются сами. Функция полностью автоматической посадки, к примеру, сильно помогает при нулевой видимости.
Конечно, самолёту-роботу, осуществляющему посадку, помогают сигналы специального оборудования принимающего аэродрома. Но и «человеческий пилот», чтобы безопасно посадить авиалайнер вручную, должен иметь, что называется перед глазами, множество сигналов с земли, с того самого принимающего аэродрома. И, как показывает опыт авиационных происшествий с современными авиалайнерами, по большей части проблемы и опасности начинаются тогда, когда пилоты отключают «мозги» самолёта-робота.
С другой стороны, есть большие сомнения, что пассажиры согласились бы лететь самолётом, где экипаж составляют исключительно миловидные и приветливые стюардессы, а пилотов в кабине просто нет. Да. Скорее всего, пилоты останутся на борту гражданских авиалайнеров ещё на долгие годы. Это вопрос доверия к роботам.
Среди военной авиатехники роботов тоже много. Они здесь не маскируются. Так, концерн «Боинг» десяток лет работает над автономными летающими роботами (беспилотными летательными аппаратами). Построенные образцы уже самостоятельно выполняют вполне боевые задачи, включающие в себя навигацю до района дислокации цели, нахождение этой самой цели и её атаку имеющимся оружием. Правда, обещания гласят, что в реальности решение о нанесении удара будет всё же принимать оператор живой человек. Вопрос в том, насколько долго такой живой человек «приниматель решения» будет оставаться «в системе». Ведь это же типичное звено с задержкой. Смогут ли «слетевшие с катушек» боевые летающие роботы (огромного размера, кстати) собраться в стаю и полететь атаковать собственные центры управления? Не ясно. Всё ж, это просто очередной вопрос доверия роботам.
Так что отдельные роботы уже самым существенным образом участвуют в жизни человеческой. Важно заметить, что речь идёт о вполне автономных роботах, а не о примитивных механизмах с дистанционным управлением. Так что этап превращения отдельного робота в что-то почти обыденное фактически пройден.
Будущее роботов коллективизация. Да. Именно так. Отдельный робот не интересен, не эффективен. Он, вообще говоря, не нужен. Уже и боинговские боевые летающие роботы умеют действовать группой, вернее звеном из трёх машин. Но это только начало. Куда важнее отряды миниатюрных мобильных роботов (размерами в сантиметры), численностью в сотню-другую штук, очень быстро координирующих свои действия.
Ага.
Кто самая страшная гроза джунглей? Стремительный убийца ягуар? Хитрая горилла-тяжеловес? Свисающий с веток удав? Нет. Самые страшные муравьи и осы. Один-два муравья, пара ос смешная угроза. Но если встретился организованный отряд этих насекомых, то нет разницы, удав ты или смелый ягуар: от муравьёв и ос все бегут одинаково.
Системы из «наноботов» (миниатюрных мобильных роботов), способные коллективно выполнять одну общую задачу, уже активно создаются. Более того, именно из-за актуальности проблем, связанных с созданием таких систем, большое прикладное значение обрели целые отрасли математики (относящиеся к алгебраической топологии, например), ещё десять лет назад казавшиеся «играми совершенно чистого разума». И будущее за «колониями» миниатюрных роботов. Вопрос тут даже не в доверии к роботам, а в том, каким же будет отдельный представитель колонии.
И вот вполне возможно, что скоро такой представитель будет «текучим», а точнее полиморфным. Например, тендер на разработку подобного робота, способного изменять свою форму и проникать сквозь минимальные отверстия внутрь «труднодоступных помещений», уже объявлен DARPA (это агентство перспективных разработок минобороны США). В описании тендера сказано, что требуется робот, размером сходный с шаром диаметром семь-восемь сантиметров (но не обязательно сферической формы), способный проникать через небольшие (не более одного сантиметра по любому измерению) отверстия произвольной формы и после этого самостоятельно собираться в исходное состояние. При этом робот должен передвигаться со скоростью в четверть метра в минуту.
Это, конечно, самая предварительная заявка на проведение НИОКР, но, как известно, заведомо нереальных заявок DARPA не генерирует. Поэтому полиморфные роботы, способные «втикать» в «нужный кабинет» через замочную скважину, близки. Группа таких роботов могла бы проникнуть в «нужный кабинет» не только через замочную скважину, но и, чтобы не стоять в очереди, воспользовавшись щелью под дверью и дырочками в решётке системы вентиляции.
Интересно, была ли такая идея у фантастов? Наверное, была ведь специалисты DARPA же где-то её вычитали.
А всего каких-то сто лет назад и подводый крейсер казался фантастикой.
07.04.2007
Теги: DARPA
роботы
технологии
футурология
|
Ваш отзыв автору
|
|
|