|
Арбузный ломтик по средам № 143
Право на фрактал
|
Ложь! Мужчина был неподвижен и смотрел на него немигающим взором страшных глаз, в которых поблескивали красные искорки. У тебя и твоих братьев есть кое что, принадлежащее отнюдь не вам.
Дэн Браун. Код да Винчи |
Не слышал о фракталах только самый забитый и нелюбопытный интернетчик. Они сейчас не просто модны, а пронизывают все новейшие области деятельности применяются в мобильной связи и расчете биржевых колебаний, в алгоритмах сжатия звука и генераторах текстур ландшафтов. Это лишь малая часть, вспомнившаяся навскидку. А уж о фрактальных картинках и говорить нечего, их россыпи, необычайно красивые, заполонили Сеть, каждый начинающий программист делом чести считает написать свою программу, рисующую фракталы, и выложить свою галерею на радость посетителям.
На фоне всеобщего увлечения модной такой игрушкой пришло, почему-то из Японии, сообщение, что Бенуа Мандельброт, открывший фракталы, предъявляет авторские права ни их использование. Может, эта новость известна в разных источниках, но мне знакомые, услышавшие о ней в Японии, дали ссылки на японские источники первый из них и второй. Тут нас ждут интересные подробности. Действительно, Мандельброт первый применил слово «Фрактал»
Бенуа Мандельброт родился в 1924 году в Варшаве. В 1936 году переехал в Париж, где Бенуа окончил Политехническую школу (1947). Ученую степень магистра наук (по аэрокосмическим наукам) защитил в Калтехе Калифорнийском технологическом институте в Пасадене (1948), а высшую ученую степень доктора философии (по математике) в Парижском университете (1952). С 1974 года Мандельброт состоит членом совета по научным исследованиям фирмы IBM, а с 1984 года профессором математики Гарвардского университета. Помимо многочисленных статей перу Бенуа Мандельброта принадлежат три ставшие ныне классическими монографии о фракталах и их роли в математике, естественных и социальных науках: «Фрактальные объекты: форма, случайность и размерность» (1955), «Фракталы: форма, случайность и размерность» (1977) и «Фрактальная геометрия природы» (1982).
Примечательно, что в научно-популярной литературе давно муссируется тема о формальном приоритете Мандельброта в открытии фракталов. Дело в том, что это не новая планета ее не было, он открыл, и она появилась. Знания накапливались постепенно, дожидаясь подведшего черту автора. Так, известно, что еще в 1905 году Пьер Фату заметил, что возводимые в квадрат комплексные числа располагаются на плоскости непредсказуемым образом. Но, естественно, у него тогда не было компьютера, чтобы увидеть волнующую картину фрактальных организмов, планет, пейзажей, мозаик. Чуть позже было описано множество Жюлиа, связывающее все точки комплексной плоскости в единый процесс преобразований. Есть еще сведения, что разные математики занимались объектом, названным позже множеством Мандельброта. Как выразился один математик, к которому журналисты пристали с вопросами приоритета: «Надо же было это множество как-то назвать».
Еще не известно, как именно заявлено авторское право, запатентованы ли фракталы, можно ли вообще их патентовать, будет ли разрешено лицензирование использования фракталов, по какой схеме и так далее. Отношение ко всему этому неоднозначное, принято считать, что институт патентования служит на благо прогресса, однако в нынешних условиях есть много примеров, когда формальная защита авторских прав наносила ущерб обществу. Будем следить за новостями наверняка скоро узнаем подробности. Надеюсь, не придется закрывать фрактальные галереи в Сети.
29.03.2007
Теги: авторское право
смешное
фрактал
|
Ваш отзыв автору
|
|
|