Чай по четвергам с Шумаковым № 97
Главное чайное удовольствие
Я сегодня попробую избежать традиционного уже длинного вступления и сразу изложить основную мысль сегодняшней колонки (которая, из-за отсутствия длинного вступления (информирование об отсутствии длинного вступления, кстати, обеспечило наличие длинного вступления и дурацкого каскада скобок, в котором невозможно не запутаться), получится короче, чем обычно).
Состоит эта основная мысль в том, что самое большое удовольствие, которое можно получить от пития чая, является не вкусовым или ароматическим, но человеческим.
Это большое удовольствие является комплексным и состоит из целого набора удовольствий поменьше.
Во-первых, чай доставляет огромное удовольствие в том случае, если его поиски были сопряжены с определенными трудностями. Эти трудности могут самыми разными: чай может быть банально дорогим, может быть небанально редким, может быть весьма распространенным, но не у нас — короче говоря, «добыча чая» должна быть задачей, которая решается не мимоходом, путем перемещения пачки с полки супермаркета в тележку, но целенаправленно и с затратами. Денег, времени и сил. Я не могу сказать, что чем больше сил потрачено на добычу чая, тем он вкуснее — всякое бывает. Но тот факт, что вот эта конкретная чашка заварена не просто так, а вопреки невероятным трудностям, делает чай по-особенному вкусным.
Во-вторых, у чая должна быть легенда. В том случае, если этот чай добыт с трудностями (привезли из Индии на слонах), легенда возникает автоматически. Если же чай куплен за разумные деньги в соседнем магазине, легенду нужно искать или придумывать самостоятельно. Часто этому способствуют сами производители и продавцы чая, размещая на пачках и банках небольшие чайные рассказы разной степени достоверности. Впрочем, как вы сами понимаете, для того, чтобы получилась хорошая чайная легенда (сбор чая девственницами, особенная любовь к этому чаю Черчилля, дипломатические усилия английского дворянина или путешествие чая караваном через всю Сибирь), достоверность совсем не нужна — лишь бы все складно было. Невообразимая высота в «легендировании» чая достигнута в китайской чайной традиции — и поэтому в китайских чайных клубах чай всегда пьется с интересом, даже если этот интерес не восторженный, а ироничный.
В-третьих, выпивая чашку чая, очень приятно проникаться осознанием собственного отменного вкуса, разборчивости и высочайшего, просто недостижимого уровня культуры. Это, конечно, гордыня и смертный грех — но мне иногда кажется, что чай считают напитком смиренных мудрецов по ошибке. Тихих и спокойных гордецов, полагающих (и часто небезосновательно), что суетиться и доказывать свою крутизну совсем необязательно — все само выяснится — я среди любителей чая пока встречаю значительно чаще. И сам, естественно, таковым являюсь.
В-четвертых, очень важно, чтобы рядом с наслаждающимся чаем человеком время от времени оказывались люди, способные оценить и тот чай, который этот человек пьет, и его собственный человеческий уровень. Пить чай в одиночестве можно, порой даже очень приятно — но чай, все-таки, это социальный напиток. Для полного и безоговорочного наслаждения чаем нужен целый набор переживаний, который будут испытывать по отношению к получающему наслаждение от чая человеку окружающие его люди. И, конечно, все эти переживания (легкая жгучая зависть, желание подражать, уважение, гордость, разделяемая радость, желание утереть нос, щенячий восторг) окружающие должны не очень хорошо скрывать — чтобы их можно было легко заметить и оценить. Очень важно, конечно, чтобы среди испытывающих все эти переживания людей присутствовали молодые и симпатичные девушки — и побольше.
Естественно, из перечисленных четырех маленьких чайных удовольствий, самым важным является последнее, четвертое. Потому что если любитель чая не закисает в одиночестве, но окружен единомышленниками, учителями, учениками и завистниками, он, в конце концов, и от самого себя начнет получать удовольствие, и чайных легенд наслушается, и чаю редкого раздобудет. И все четыре маленьких чайных удовольствия сложатся в одно большое. И самое главное.
Короче говоря, для того, чтобы наслаждаться чаем по полной программе, нужна тусовка. Или клуб, если вам больше по душе закрытое общение. Причем, как вы прекрасно понимаете, весь тот набор из самолюбования и выпендрежа, который я описал выше, это только одна сторона «чайно-тусовочной» медали. Сторона циничная.
Нециничная же её сторона состоит в том, что только чайная тусовка может обеспечить обмен мнениями, новостями, слухами, домыслами, знаниями, впечатлением и собственно чаем. Именно чайная тусовка обеспечивает возможность переживания одного из самых волнующих чайных сюжетов — сюжет угощения чаем. Даже если любителем чая движут самые что ни на есть себялюбивые мотивы, в чайной тусовке они трансформируются в то, что себялюб этот просто угощает своих чайных коллег чаем (то есть радует их), а чайные коллеги нахваливают и чай, и его (то есть радуют его) — причем делают это совершенно искренне. И все счастливы.
В идеале чайная тусовка должна состоять из некоторого количества постоянных участников и некоторого количества новичков. Постоянные участники хранят дух и традиции тусовки и, конечно, формируют специфический юмор (шутки, понятные только посвященным, как правило, получаются самыми веселыми). А новички нужны для того, чтобы на них эти шутки оттачивать, чтобы их удивлять ну и, конечно, для того, чтобы постоянные участники не закисли в своем собственном кругу, банально надоев друг другу.
Ну и, конечно, среди новичков обычно во множестве попадаются молодые и симпатичные девушки, дающие возможность старым и опытным тусовщикам распушать хвост и демонстрировать недостижимые в прочих условиях энергичность, остроумие и тонкий задумчивый лиризм.
Что очень важно, конечно.
16.03.2006
|