|
Субботний блик науки № 106
Наш второй конкурс
В то самое время, когда в северном полушарии планеты Земля наступает весна, проходит ежегодный интернетовский конкурс РОТОР. Название хоть и происходит от Российский Онлайн ТОП (от top англ.), но уже давно читается как «ротор». Конкурс сводится к выбору ответственным жюри лучших интернет-проектов, интернет-событий, интернет-человеков. Ответственное жюри формируется из интернет-деятелей подписчиков ЕЖЕ-листа. И эта выборка весьма репрезентативна: победители и призёры в РОТОРе определяются прямым голосованием более чем двух сотен людей, имеющих самое непосредственное отношение к жизни Рунета. И вправду, главная профессиональная премия.
Вчера завершился первый тур: выдвижение номинантов. Некоторые проекты прошли в финал. Окончательных результатов пока не известно (будет второй тур), кроме одного: интернет-конференция Президента России Владимира Владимировича Путина уже получила гран-при в номинации «Мероприятие года».
Вообще, номинаций в конкурсе РОТОР много. Даже, возможно, слишком много. Нас же, по обыкновению, интересует одна «Научно-образовательный сайт года». На этот раз в номинацию попало десять интернет-проектов. Про них и поговорим.
Начать, к сожалению, придётся с большого минуса, с большой неприятности. Такой проект, как русскоязычная «Википедия», не только выдвинули в номинацию «Научно-образовательный сайт». Не только. «Википедия» ещё и набрала большое число голосов жюри, чудом не отхватив гран-при. Это при том, что в номинации присутствует достаточное число действительно научно-образовательных сайтов, а не домашних поделок на тему словаря-энциклопедии.
Про «Википедию» мы уже писали в рамках нашей колонки и добавить к ранее написанному про «Википедию» нечего, потому что за минувший со дня публикации той колонки год «Википедия» никак не изменилась к лучшему. И, конечно, не может претендовать на звание «Научно-образовательного сайта». Основные причины тому просты: отказ этого проекта от достоверности и анонимность авторов. И первое достоверность, и второе ответственность автора всё это очевидные и необходимые условия и «образовательности», и «научности». «Википедию» можно признать полезным архивом мнений, собранием ссылок, но никак не «научно-образовательным сайтом».
Почему же она набирает столько голосов жюри? Скорее всего, причина такова: многим нравится бороться с авторитетами, большой анонимной толпой высказываясь на поле, которое издавна принадлежало академическим кругам.
Впрочем, перейдём к другим номинантам. Начиная с нижней части списка.
Итак, на последнем месте проект «Новости научной журналистики» это что-то вроде блога, публикующего ссылки на заметки по теме, вынесенной в название проекта. К сожалению, в проекте нет совсем никакой сверхидеи, способной увлечь читателя. Собственно, и описание в лаконичном виде «Новости научной журналистики» оказывается исчерпывающим больше сказать о проекте нечего. Видимо поэтому он пока на последнем месте.
Следующий проект сайт «Алхимик». Это ресурс, посвящённый современной химии. Вид у сайта, правда, не совсем современный, как раз напоминает об алхимических временах. Тем не менее, для интересующихся химией тут много полезного, начиная от ленты «химических новостей» и странички «Весёлая химия» до справочного раздела о «Типах и номенклатуре неорганических веществ». Правда, подача информации сильно хромает: излишняя неформальность названий разделов сайта способна запутать.
Поднимаемся на ступеньку выше здесь расположились «Заметки по еврейской истории» под редакцией Евгения Берковича. Это регулярно обновляющийся сетевой журнал, посвящённый еврейским традициям, культуре и, конечно, истории. Каждый номер журнала занят интересными статьями, радующими качественным изложением с контентом тут всё в порядке. Однако этот интернет-ресурс, к сожалению, по-прежнему больше напоминает оформлением домашнюю страничку. Да, здесь есть и тематический рубрикатор, и авторский каталог. Вообще, материалы упорядочены как в хорошей библиотеке или как в хорошем архиве. Но этот архив подан интернет-читателю не в самом лучшем виде, фактически без использования современных возможностей web. Например, на главной странице нет ни подробных анонсов, ни календаря, ни каких-то рекомендаций «читайте в первую очередь».
Следующий номинант Электронная еврейская энциклопедия. Это весьма подробный справочник по многообразию событий, явлений, биографий, связанных с еврейской традицией и еврейскими общинами по всему миру. Сайт оформлен в традиционном формате электронной энциклопедии, содержащей на данный момент, как пишут авторы, 5688 статей и 1413 иллюстраций. При этом статьи энциклопедии достаточно подробны и по большей части уже снабжены перекрёстными ссылками (правда, не везде, где хотелось бы). В энциклопедии есть поиск, который, правда, удовлетворительно работает только при поиске по названиям статей. Но, наверное, это временное явление. Энциклопедия, как заявляет редакция, постоянно пополняется и корректируется.
На пятом с конца месте сайт Физтех.ру. Это портал Единого Информационного Пространства МФТИ. В научно-образовательные сайт явно угодил по некоторой «понятийной инерции». Потому что это справочный ресурс по факультетам и структуре МФТИ. Конечно, ресурс весьма полезный, но скорее «корпоративный».
Продвигаясь по проектам выше и выше, мы переходим к тем, которые прошли в финал конкурса. Этих проектов всего пять.
Сайт журнала «Наука и Жизнь». Не так давно этот ресурс обрёл более-менее современный вид и превратился в действительно информационный сайт. Сам журнал «Наука и жизнь», по сравнению с советскими временами своей истории, сильно «обветшал», растерял аудиторию, и какое-то время вообще был на грани исчезновения. Сейчас этот журнал как-то живёт. Иногда, правда, публикуя материалы сомнительной научно-популярной ценности.
Сайт «Интернет-Университет Информационных Технологий» это источник бесплатных учебных курсов по современным интернетовским и компьютерным технологиям. Здесь, если верить самому сайту, есть приличный набор учебных материалов по дискретной математике, программированию, web-технологиям.
Сайт «Вокруг Света». Это большой онлайновый проект, связанный с журналом «Вокруг Света», но предлагающий большое количество собственных познавательных материалов. Несомненно, «Вокруг Света» один из лучших научно-популярных проектов в Рунете. Сайт радует с первой страницы. Во-первых, здесь не просто отличная рубрикация, но и «информационное юзабилити» на высоте: статьи отлично и к месту иллюстрированы и буквально набиты гиперссылками. Во-вторых, качество контента сайта находится на неожиданно высоком уровне. Особенно на фоне общей ситуации с журналистикой в Рунете. Тексты сайта «Вокруг Света» не только интересно читать, но они по крайней мере те тексты, которым автор этой колонки возьмётся дать экспертную оценку впечатляют полнотой и хорошей точностью изложения. Иногда просто не к чему придраться. Это редкость. Вне зависимости от того, победит «Вокруг Света» в конкурсе РОТОР или нет, этот ресурс можно смело рекомендовать всем интересующимся научно-популярными изданиями.
И вот, наконец-то, мы добрались до «Элементов». «Элементы фундаментальной науки» сайт уже не новый, но реноме качественного источника информации держит. По сравнению с «Вокруг Света», «Элементы» более строги. Впрочем, и здесь есть «неформальный» раздел «Детские вопросы». Полезна энциклопедия Джеймса Трефила «Природа науки», содержащая в популярном и доступном изложении многие основные понятия из области физико-математических наук. А в разделе «Научная библиотека» постоянно появляется что-то новое по тому или иному насущному научному вопросу, но тоже в популярном и доступном изложении. В общем, «Элементы», как и раньше, задают общий тон научно-образовательному Рунету.
Хочется надеяться, что один или другой настоящий научно-образовательный сайт всё же победит в РОТОРе, вытеснив «Википедию» за грань научно-образовательной номинации. Результаты мы узнаем через неделю.
За ходом конкурса можно наблюдать в режиме онлайн.
24.03.2007
Теги: конкурсы
РОТОР
|
Ваш отзыв автору
|
|
|