|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем № 11
Девятая
|
я опять поставил перед собой задачу не трансформировать цитаты, а представить их друг перед другом в чистом виде.
Альфред Шнитке (из книги А. В. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке) |
В июне 1994 года композитор перенес инсульт, и оказался практически полностью парализованным, после чего его вторым домом стала гамбургская клиника. Медики соорудили специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом.
Юрий Чекан (Из статьи «Феномен Шнитке», «Киевский телеграфЪ» № 238)
***
Ощущение, что произведение существует помимо вас и вам остается только вытащить его из этой темноты, очистить и представить, вот только так я могу понять саму свободу в творческом акте
Альфред Шнитке (из книги Д. И. Шульгина «Годы неизвестности Альфреда Шнитке беседы с композитором»)
***
Он писал без всяких набросков, без обычного дирекциона, прямо «в партитуру». И какое это было графически сложное начало медленная часть, состоящая из совсем маленьких, интенсивно движущихся шестнадцатых и тридцать вторых нот. Дрожащая линейная запись позволяет понять, какой это был невероятный труд для человека, впервые пишущего левой рукой. Следующая часть, Allegro, писалась уже легче. Я часто навещал Альфреда и видел, как он был горд проделанной работой. Каждый раз просил подвезти его коляску к письменному столу и показывал мне новые страницы партитуры.
Юрген Кехель, Предыстория создания Девятой симфонии Шнитке
***
- Сколько сочинений Альфреда вы сыграли Альфред насчитал тридцать пять
И во многих вы были соавтором
- Что значит «соавтором»? Ведь дирижер вообще, если он что-то соображает, уже соавтор.
Из интервью с Г. Рождественским (А. В. Ивашкин, «Беседы с Альфредом Шнитке»)
***
Записки на манжетах Moz-Art — несколько пьес для различных инструментальных составов, написанных А. Шнитке в 1975—1990 годах и основанных на одном материале: музыке к пантомиме (К. 416 d) Моцарта, от которой сохранилась лишь партия первой скрипки.
Геннадий Рождественский делал эту редакцию с согласия Альфреда. Муж в тот период был уже в тяжелом состоянии и написал партитуру очень неразборчиво. Рождественский взялся расшифровать, и Альфред по первому впечатлению одобрил эту редакцию. Но потом, внимательно ознакомившись с нотами, попросил не исполнять в таком виде Девятую симфонию. Рождественский же концерт в Москве не отменил. Я прилетала специально на премьеру и привезла потом Альфреду запись этого исполнения. Когда он стал слушать, страшно разволновался, выключил запись, вообще вышвырнул ноты. Я впервые видела, что он рыдает в голос, и сказала: «Девятой не существует. Этот вариант исполняться не будет».
Ирина Шнитке (из интервью с Ириной Муравьевой 4 февраля 2005 г.)
***
Я понимаю, когда в Докторе Фаустусе Томас Манн пишет о воображаемой оратории по Апокалипсису, где музыка праведников, входящих в Царствие Небесное, и адская музыка написаны одними и теми же нотами
Альфред Шнитке (из книги А. В. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке»)
***
В начале 1997 года в Гамбурге я познакомился с рукописью Девятой симфонии Альфреда Шнитке. Она представляла собой полностью законченную партитуру трехчастного сочинения. В рукописи не было никаких временных пробелов, пропущенных тактов, предложенных вариантов и т. д. Вся конструкция симфонического цикла была безупречно выстроена. Однако считать симфонию законченной, то есть готовой к исполнению, было невозможно из-за крайне неразборчивого авторского почерка последствия тяжелейшего заболевания, приведшего, в частности, к потере речи и нарушению движений. Партитура нуждалась в «расшифровке». Взявшись за эту работу, я поставил перед собой цель, не ограничиваясь чисто техническими проблемами, воссоздать авторский замысел, опираясь на свой опыт исполнения его музыки.
Геннадий Рождественский (из буклета к презентации 9-й симфонии Шнитке)
***
Вообще, мне не только для того, чтобы я мог сочинять музыку, но и для того, чтобы мог как-то существовать, нужно исходить из того, что мир упорядочен, что духовный мир структурирован и формализован от природы, что в нем есть свои формулы и законы. Очень многое меня в этом убеждает, в том числе и события моей жизни, где многое «рифмуется», происходят какие-то репризы, или неизбежно следуют какие-то наказания за отклонения от того, что я должен делать.
Альфред Шнитке (из книги А. В. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке»)
***
Девятая симфония Шнитке (заявленная в качестве «досочиненной» Геннадием Рождественским) подавалась СМИ как великий шедевр и получила премию «Слава», закомпостированную Онэксим-банком через Мстислава Ростроповича, хотя музыкально она никакая, винегрет из объедков Шостаковича (и приготовлено это блюдо явно не композитором, а дирижером; при этом публике настойчиво показывали в качестве доказательства аутентичности симфонии единственную страничку шнитковской нотописи).
Татьяна Чередниченко (из статьи «Брэнд-эстетика», Русский Журнал)
***
Сейчас партитура у Александра Раскатова: он работает над ней, но очень медленно.
Александр Ивашкин (из беседы с Ильёй Овчинниковым, «Газета» 23.11.2004)
***
В моих сочинениях всё часто уходит в многоточие или просто прекращается, кончаясь без финала.
Альфред Шнитке (из книги А. В. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке»)
***
Для иных композиторов наиболее идеальным выходом является «невоплощение» замысла. В этом смысле недописавший свою оперу Шёнберг как раз воплотил свой замысел. Произведение не окончено, что объясняется массой биографических мотивов (в частности, композитор жил в тяжелых условиях, исключавших возможность серьезной работы). Но это лишь совпадение внутренней и внешней мотивировок; истинной, внутренней мотивировкой явилось то, что подлинным воплощением этого замысла было невоплощение.
Альфред Шнитке («На пути к воплощению новой идеи» Опубл. в сб.: Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. С. 104-107.)
31.10.2006
|
Ваш отзыв автору
|
|
|