|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем № 9
Французская музыка
Ouverture
Рамо геометр. Линии и точки. Отношение к мироустройству: внимательное как у часовщика. Чуткое как у сапёра.
Pantomime
Движение звука внутри сюиты напоминает логарифмическую линейку, составленую из разноцветных стёклышек. Музыка эта создаёт удивительное ощущение близи на расстоянии взгляда клубятся подвижные, бесконечно изменчивые облака, которые по сути своей безвидны, и потому с лёгкостью перенимают сиюминутный характер, каприз, настроение момента.
Orage
Стоит взгрустнуть, как тут же пойдёт дождь, повиснут тучи: не чёрные и зловещие, но декоративные, ОЗНАЧАЮЩИЕ пасмурное состояние рассудка, намекающие на него, его изображающие так изобретательно и живо, что сама эта искуственность, неправда становится совершенством. И вот посреди этого великолепного обмана вспыхивает звук нота или короткая тема (часто в образе гобоя или флейты), которая рушит декорацию и возводит всё произведение в степень единственно возможной правды.
Air
Порой у Рамо встречаются интонации, вызывающие в сознании образ плачущего ребёнка: на лету схватывается горечь внезапной обиды, превращающей лицо в маску страдания. Всё это продолжается какую-то долю секунды, и уже следующее (на самом деле то же самое) движение возвращает нас в состояние равновесия. Эти минимальные всегда неожиданные всплески создают ощущение колоссального объёма сюиты.
Contredanse
Вам никогда не позволят забыть, что это танцевальная музыка, что она телесна. Удовольствие, причиняемое ею, заставляет задуматься о том насколько мы вообще уязвимы для внешних ритмов. Вслушивание приводит к полному погружению и растворению в переживании текущего мгновения.
Голова легчает. Пот течёт ручьём. Подрагивающие листья деревьев за окном ощущаются на расстоянии как волоски на собственной коже. Окружающее выпукло и отчётливо как после глубокого вдоха.
Minuet
Французов Рамо, Куперена, Марэ или Люлли нужно слушать не в концертном зале, сидя по стойке смирно, а на ходу или танцуя. Людовик, Король-Солнце, был, как известно, танцор. В его присутствии присесть мог только Люлли, но сам король и минуты высидеть не мог, когда Люлли играл для него. Людовик ходил с мушкетом на уток, а за ним шли придворные музыканты, вся сотня во главе с композитором. По ходу действия исполняли «Охотничью Увертюру», и утки не пугались музыки, но шли умирать с просветлённым сердцем.
Когда Людовик заболел до смерти, доктора оставили его на погибель, но Люлли стоял у постели, играя на скрипке сутки напролёт. Людовик танцевал внутри погибающего тела, он танцевал, запертый внутри камеры, которая мало-помалу подчинялась его движению, преобразуясь в танцевальную залу. К утру пришедшие за телом застали Короля-Солнце посреди комнаты на одной ноге: он продолжал танцевать, и Люлли играл ему.
После этого случая медицина, наконец, признала музыку сильнейшим средством против смерти, и многие умирающие пускались в пляс, и исцелялись.
Tambourin
Такая музыка напоминает подсмотренное в детстве у кузнечиков и муравьёв, когда отъятая конечность продолжает жить и ты нутром понимаешь, что целое вовсе не сумма элементов, что лапка кузнечика это кузнечик.
Bacchanales
Наслаждение музыкой вот что я назвал бы подлиным развратом: разнузданным, ни с чем не сравнимым по размаху, зачастую сугубо физиологичным, без малейшего стыда и оглядки. Но разве можно испытывать такое удовольствие, когда вокруг столько постных физиономий? Как можно быть таким безалаберным? Кто простит тебе все эти пароксизмы страсти, минуты (или часы?) восторга, длящиеся благодаря одному лишь ритмичному колебанию воздуха, эти оргиастические пляски в пустой комнате, без свидетелей, это счастье на одного, счастье, которое невозможно ни с кем разделить, как бы тебе этого не хотелось...
24.09.2006
|
Ваш отзыв автору
|
|
|