|
Субботний блик науки № 81
Оркестр без тубы
|
Туба (итал. и лат. tuba
труба), самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент. БСЭ |
Поговорим о музыке. Вот, к примеру, труба-туба в оркестре самая большая (ну, после литавров, конечно). Она и громкая бывает. «Бу-бу-туду-бу»,
бухтит туба-труба, поблескивая в лучах софитов или солнца в зависимости от того, что там за светило на дворе появилось. Их, таковых туб, сразу несколько. И они, конечно, самые главные во всяком оркестре. Да. А что вы думаете?
Эти самые сверкающие, не слишком извилистые тубы-трубы суть оркестра: он же ради них-то, хорошо начищенных, и играет. Что? Сомневаетесь? А некоторые исследователи уверены, что тубы отлично исполнят всякое оркестровое произведение без сопровождения, собственно, оркестра. Оркестр только мешает, оркестр исторические наносы, скрывающие смысл. Поэтому, рассуждая об исполнительском таланте или, к примеру, об истории и будущем музыки, стоит говорить только о тубах, этих великолепных металлических басовитых ухалках. Кто сказал: скрипка? Только туба!
Точно так же, как мы выше об оркестре с тубами, отчего-то говорят и о паре замечательных явлений из области науки: о Теории Относительности и теореме Гёделя о неполноте. Эти два мыслительных феномена, разрекламированных всякими текстами (первый феномен, конечно, больше разрекламирован), переносятся, даже уже прочно перенесены, в «обывательский», интересующийся наукой мир и обобщаются невероятно.
Вот уже стало «все относительно». И относительность эта, возникшая из упражнений с уравнениями электродинамики, применяется где попало, особенно философами, особенно для отражения «путей развития» познания. Как туба от оркестра, оторвалась воображаемая «относительность» от контекста своей родной теории (кто ж его, контекст-то, знает) и подпирает теперь иные смелые мысли.
Теорема Гёделя о неполноте информирует математиков только о формальных системах, утверждая, что некоторые из них неполны то есть, скажем утрируя, не способны доказать собственную непротиворечивость. Но теорема стала слишком известна. Гораздо известнее, чем понятие «формальной системы». Гораздо знаменитее, чем математическая логика. Гораздо популярнее, чем родной контекст теоремы. Поэтому она, теорема, перекочевала в философию. И если бы ее только «опровергали»! Нет. Из этой специальной теоремы готовят смелые обобщения, утверждая всякое, но особенно часто заявляя о якобы доказанной неверности всего знания в целом: «Гёдель показал, что доверять нельзя ничему», смело говорят «знатоки вопроса», ссылаясь на то, что и оркестр всегда играет только ради оттенения тубы.
В реальности, конечно, симфонический оркестр без туб окажется в затруднении. Но и утверждать, что только гудливая туба определяет сам оркестр, не совсем верно. Это если мягко сказать. Теория Относительности необходима современной физике, теоретической и экспериментальной. Гораздо больше, чем туба оркестру. Но заявлять что «относительность» теперь и биологией управляет, излишне. Теорема Гёделя важна для поиска оснований математики, сыграла в этом поиске удивительную роль, но она лишь «рассказывает» о специальном классе понятий математической логики и вряд ли может поведать философу о «несостоятельности» такой дисциплины, как, к примеру, теоретическая механика.
Философы, перестаньте обобщать контексты! Лучше послушайте гаммы, в исполнении хорошо начищенной тубы.
13.05.2006
Теги: математика
общество
физика
|
Ваш отзыв автору
|
|
|