|
Балетомания по воскресеньям с Юлией Клочковой № 13
Эфирные созданья
|
Худая корова еще не газель.
М. Никулин |
Вот и лето настало. Life в это время года, конечно, easy, но в театре заканчивается сезон. Впереди пара месяцев муторного ожидания нового. Иногда я даже начинаю тосковать и испытывать что-то вроде фантомных болей. Балет вроде есть, а вроде его и нет. Или наоборот: его нет, но он где-то есть. Тишина. Жарко. Нет, балет, безусловно, есть. И я даже могу сказать где: у меня на классе. Я не буду жаловаться и рассказывать, как в такую погоду я как-то видела, что во время пируэта с меня красивым веером летели капли пота. Или что связки в такую погоду делаются рыхлыми до невозможности и кексануться на большом прыжке, как чихнуть. Хотя пожаловаться всегда есть на что. Как говорят балетные: если ты проснулся утром, и у тебя ничего не болит, значит, ты умер. Вот об этом и стоит порассуждать. О телесной составляющей этого странного искусства.
Когда я говорю не знающим меня людям, что я занимаюсь для души классическим балетом, то обычно я сталкиваюсь с двумя разновидностями реакции. 1. Мужчины ожидают увидеть эфирное создание мелкого росточка с просвечивающими ребрышками. 2. Ух, ты! Здорово! А ты на сцене выступаешь? И вот я даю публичный ответ на эти вопросы. Эдакий FAQ. Не одна же я такая, любительница побросать батманы в свободное от основной работы время. 1. Нет, я не эфирна. То есть я совсем не эфирна. Во мне 172 см росту, а об остальном умолчу. 2. Нет, я не выступаю на сцене и никогда не буду этого делать. Играют же сотни тысяч людей в теннис без того, чтобы выходить на корты в Уимблдоне!
Есть балет как театральное действо. И есть балет как некая философия движения, философия телесности. Худоба и эфирность, с точки зрения театра, очень условные понятия. Посмотрите на балерин эпохи Петипа: маленькие, но вполне себе женщинки. Как сказано в одном романе, «петиточки, но со всей оснасткой». Мода на худобу в балете появилась только во времена Анны Павловой. Но есть и другие безусловные требования. Главнейшее из них выворотность. Это когда можно развернуть стопы в линеечку, коленки будут смотреть в противоположные стороны. Зачем так мучится, растягиваться? А затем, что без выворотности, нельзя сделать ни одного сложного движения. Очень трудно встать на ось в пируэте, если ваше колено глядит вперед, а не строго в сторону. Вот, например, приходит заниматься девочка-новичок. Эфирнейшее создание. Маленькая, худенькая, фигурка такая, что скажу честно, кого-то хочется удавить, или ее, или себя, то есть меня. Одно «но»: выворотности «ноль». То есть человек садится на пол, сгибает ноги в коленях и пробует сделать «бабочку», то есть опустить колени на пол. Больше чем на 60 градусов колени не открываются. Девочка походила, походила, помучалась, помучалась и бросила.
Еще одно важнейшее качество хорошая спина. То есть не просто сильная, прямая, а специальная балетная спина, когда мышцы между лопатками зажимаются стальным узлом. Это называется апломб. Ваганова определяла апломб как устойчивость корпуса, который дается только этой самой железной спиной. В классическом балете это удивительное качество. Я видела очень неплохих девочек из модерндэнс, с крепкими, стройными спинами. Но апломба для классики у них не было. В результате элементарные движения они заваливали. Особенно это было видно в прыжке: отличный шаг, но спину они держали неправильно, поэтому приземлялись с чудовищным грохотом, и сама линия прыжка была очень некрасивой. Неудивительно, ведь классический балет танцуется спиной, а модерндэнс подвздошьем.
И что, вы там все такие вывернутые, с апломбом у станка стоите? Положим, не все, положим, и не так хорошо вывернутые, положим, и спины оставляют желать, но я не могу не написать про нашу «приму». Анна американка. Ей много лет. За пятьдесят точно. Анна когда-то очень давно закончила в Америке балетное училище и танцевала на сцене. Очень давно. Сейчас у нее лишние сантиметры на бедрах и не так много сил. Иногда она пропускает половину экзерсиса, иногда делает вполноги. Но у нее так хорошо поставлен корпус, руки, ноги, голова, что смотреть на нее всегда удовольствие. И всегда есть, чему поучиться. А вы говорите «эфирное создание»!
31.07.2005
Теги: балет
|
Ваш отзыв автору
|