Современное искусство по понедельникам: с Жёлтой Головы на здоровую № 14
Ready-Made. Are you ready?
|
Писать красками вовсе не обязательно: можно писать и самыми обычными предметами, – например, галстуками.
Гийом Аполлинер |
В 1917 году художник Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) представил на выставке в Нью-Йорке произведение под названием «Фонтан». Перед публикой был выставлен писсуар, купленный в магазине сантехники. На предмет внизу был нанесён псевдоним-автограф — «R. Mutt». Вот и всё — кроме нанесения надписи и перемещения объекта в пространстве художник не сделал, в общем-то, ничего. То, что придумал Дюшан, было названо «реди-мейд» («ready made»), и суть этой концепции в том, чтобы показать, насколько изменяется восприятие объекта при перенесении его в другой контекст. Справочники определяют «реди-мейд» примерно так: «один из распространенных приемов современного искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале». «Современного» — обратите внимание! То, что до сих пор воспринимается многими как смелые новаторские эксперименты, годится нам в отцы и даже деды. Группа художников под названием «Dada», создателей дадаизма, была основана в Европе после Первой Мировой войны, то есть по-настоящему давно. Марсель Дюшан, один из самых известных представителей направления, довёл до абсолюта идею о том, что никакая художественная копия не может показать предмет лучше, чем он есть на самом деле. Поэтому лучше не стремиться изображать, а явить публике сам предмет. Как он есть. Вот так-то. Собственно, к чему этот краткий исторический экскурс? Уже тогда, в начале века, не так давно ставшего прошлым, наметился радикальный переворот в искусстве. Более того, он не только наметился, он был совершён. Но, несмотря на то, что с тех пор прошла уже сотня лет, многие по-прежнему отказываются принимать этот факт. И это неправильно.
02.05.2006
|