Арбузный ломтик по средам № 102
Цифровые стихи
|
Ты морочить мне мозги
Даже думать не моги!
Лучше всю свою подлючесть
На работу напряги!
Леонид Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца |
Любители математических и литературных развлечений наверняка уже встречались с этим чудом. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Для тех, кто еще сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее разделены пробелами. Соберитесь, сосредоточьтесь и продекламируйте нараспев:
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
Ну как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить получите огромное удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию. Для толстокожих зануд, предпочитающих поэзию хотдогов и мобильников, не попавших под обаяние ритма и ждущих практической отдачи, можно сообщить, что цифровая поэзия служит идеальным средством обучению теории стихосложения. Мелодичность стиха, как известно, обусловлена чередованием ударных и безударных гласных, наименьшая ячейка из них называется стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть, с ударением он, или без ударения) различаются пять родов стоп с особыми названиями:
Ямб (1 для сисадминов поясню один, ударение на втором слоге)
Хорей (8 восемь, ударение на первом слоге)
Дактиль (1000 тысяча, ударение на первом из трех слогов)
Амфибрахий (13 тринадцать, ударение на втором из трех слогов)
Анапест (50 пятьдесят, ударение на последнем из трех слогов)
Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:
Трехстопный ямб 12 22
Четырехстопный ямб 12 20 22
Пятистопный ямб 4 42 4 2 1
Трехстопный хорей 100 40 1 (или 141)
Четырехстопный хорей 48 39
(для тех, кому все еще трудно «Наша Таня громко плачет»)
Трехстопный дактиль 1000 300 4
И так далее. А на трех- и четырехстопные амфибрахий и анапест придумайте примеры сами, ведь все цифры под рукой, их всего десять, а количество чисел не ограничено.
С цифровыми стихами, кроме размеров стихосложения, связано еще много занимательных вопросов. Например как рифмовать первую строку со второй или первую с третьей, или с четвертой? Сколько может быть вариантов рифмования в одном четверостишии? Сможете ли привести примеры на каждый вариант? Кому трудно сосредоточиться на проблеме прочтите еще раз эпиграф.
Еще проблема наиважнейшая можно ли использовать математические действия и операции, такие как «корень», «интеграл» или даже, прости господи, «логарифм»? Или, как предлагают ревнители чистоты жанра, ограничиться только числами? Еще интересно, как выглядят, точнее звучат, стихи на других языках, поддаются ли они поэтическому переводу? Во всех ли языках «тридцать пять» рифмуется с «двадцать пять» или только в некоторых?
Если напишите шедевр присылайте, опубликую.
29.03.2006
Теги: поэзия
Цифровые стихи
|