Современное искусство по понедельникам: с Жёлтой Головы на здоровую № 10
Живые и мёртвые
Однажды, ещё в начале концертной практики, мне довелось выступать на довольно странном мероприятии, где участников представлял самый что ни на есть ведущий. И вот, объявляя мой выход, он сказал, буквально, следующее: «А теперь настала очередь представителя танцевальной сцены!». Я запротестовал, справедливо отрицая свою причастность к танцевальной культуре. И сказал ему, что пишу электронную, но не танцевальную музыку. Вы знаете, что он мне возразил? «Да это одно и то же!» — вот каков был его ответ.
Смешного мало: понятия электронный и танцевальный применительно к музыке тождественны для многих. В такие моменты хочется влезть на высокую гору, подняться на колоннаду Исаакиевского собора, забраться как можно выше и громко оттуда прокричать: «Это не так, люди!!!». Тем не менее, в представлении множества людей электронная музыка — это DJ Цветков, группа ППК и Сумасшедший Человек-Жаба, словом, всякий «тыц-тыц-тыц». И всё. Почти никто даже не задумывается над тем, что многообразие электронной музыки, на самом деле, поразительно впечатляюще. И стилей её огромное количество, и они совершенно не похожи один на другой.
Также распространено совершенно несправедливое противопоставление, с которым вы, конечно же, сталкивались: «живой — электронный». Зачастую музыку делят, как воду в сказках, на живую и мёртвую. И к первой относят не только рок, джаз или блюз, но также, почему-то, эстраду. Такие афиши ещё до сих пор можно встретить: «Фестиваль! Главная сцена: живая музыка, второй этаж: электроника». Почему электронщиков так упорно отказываются считать живыми? Это не ожившие мертвецы и не зомби, а композиторы из плоти и крови, способные выступать с полноценными концертами!
Понятно, что новое приживается и входит в сознание масс долго и мучительно. Но электронная музыка уже давно перестала быть диковиной и даже новинкой! Вид молодого человека за ноутбуком, извлекающего странные звуки непонятно из чего и как, всё ещё не вызывает у публики ассоциации с концертом. Тем не менее, это тоже оно — концертное выступление, только в его новой форме. Жизнь изменяется, причём вширь. Нужно бы радоваться увеличению количества форм и тому, что судьба преподносит нам разнообразие, неведомое человеку прошлого. Тем не менее, многие по-прежнему ворчат и считают, что отсутствие на сцене привычных музыкальных инструментов — это профанация и обман.
Пренебрежительному отношению к электронной музыке также способствует миф о том, что вся она сделана исключительно на основе семплов — то бишь записанных фрагментов сыгранного ранее «настоящими музыкантами». «Тыц-тыц-тыц» и постоянно повторяющийся клочок симфонического концерта — такое, бесспорно, тоже бывает. Но это лишь незначительный сегмент современной музыки, не играющий в ней никакой важной роли, и не имеющий полномочий служить основанием для таких обобщений. Семпл — это лишь один инструментик из широчайшего арсенала, находящегося в распоряжении электронного композитора. А есть ещё синтезаторы, драм-машины, огромное число цифровых устройств для генерирования звуков и работы с ними…
Впрочем, никакой вины в недостатке знаний и подверженности стереотипам за простым смертным, конечно же, нет. Как нет у него возможности расширить кругозор. Как нет у него и выбора. Недавно я прошёлся по музыкальным магазинам в центре Петербурга (культурная столица, как принято считать!) и посмотрел, что там представлено в разделе «электронная музыка». Разумеется, ни о каком многообразии речи идти не может. Только «тыц-тыц-тыц», диски с миксами ди-джеев, DJ Цветков и Сумасшедший Человек-Жаба. Не найти даже старины Афекса нашего Твина.
И я подумал: неужели так будет всегда?
Очень бы этого не хотелось. Как создателю электронной музыки мне приятней было бы, если б меня не клеймили вторичностью семплерности и отнесли, наконец, к живым.
*ранее опубликовано на 56STUFF.ru
27.03.2006
|