Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 29
Учитесь слышать
|
Нужно учиться не писать, не рисовать, а учиться смотреть и видеть.
А. Сент-Экзюпери. Маленький принц |
В ответ на прошлый «Обертон» я получил несколько очень интересных, с моей точки зрения, отзывов. Формат «Обертонов» не позволяет устроить публичный разбор почты, поэтому я решил выбрать наиболее показательное письмо и ответить именно на него.
Автором заинтересовавшего меня отзыва является Владимир. Приведу его слова почти полностью, поскольку они прекрасно иллюстрируют достаточно распространенную сегодня точку зрения:
«Трудно согласиться с Вами в сравнении российских оркестров с западными как с неким абсолютом. На Западе тоже рушатся традиции. Ничего сопоставимого с тем, что происходило под влиянием таких личностей, как Тосканини, Райнер, Фуртвенглер, Караян, Шолти, сейчас нет (так же, как и у нас личностей, сравнимых с Мравинским и Светлановым, тоже нет, и, наверное, в сфере симфонической музыки уже не будет)! В XVIIIXIX вв. человечество открыло для себя великую музыку. В XIXXX вв. оно питалось ей.
Г. В. Свиридов в дневниках писал, что человечество потеряло гармонию, т. е. меру. В этих условиях уже ни консонанс, ни диссонанс, ни их взаимодействие не имеют смысла. Остается наслаждение, т. е. для музыкантов производство платных услуг по услаждению заплативших. Это Гендель хотел музыкой сделать людей лучше и прямо говорил об этом. Сейчас высказывание такого рода в глазах общественности выглядит как болезненный симптом
»
Должен заметить, что своей колонкой я отнюдь не собирался сказать, что российские оркестры хуже западных. Но тот факт, что в подавляющем большинстве наших оркестров условия работы намного менее привлекательны, чем в подавляющем большинстве западных коллективов это, на мой взгляд, неоспоримый факт.
Далее, я категорически не согласен с тем, что точка приложения усилий современных музыкантов это «производство услуг по услаждению заплативших». Я лично знаком со многими российскими музыкантами, как оркестровыми, так и занимающимися сольной деятельностью. Должен заметить, что род занятий многие российские оркестрантов иначе как подвижничеством просто не назовешь очень часто зарплата на одном месте работы не превышает 150 долларов в месяц.
То же, кстати, касается и многих солистов, далеко не все из которых добиваются мирового признания и больших гонораров. Хотя многие вполне могли бы на это претендовать. Один мой очень хороший друг и очень хороший музыкант, к примеру, в свое время заметил: «Я ведь этим занимаюсь не оттого, что на что-то надеюсь. Даже если у меня не будет Малого зала я буду играть в школьном. Я просто не могу этого не делать».
И здесь мы плавно переходим к еще одному утверждению, которое я не готов с Владимиром разделить, а именно к тезису, что сегодня-де «нет личностей, под влиянием которых
» и т. д. Это, конечно, дело вкуса, прежде всего. Если человеку, к примеру, нравится Давид Ойстрах и не нравится Виктор Третьяков, не найдется сил, способных заставить этого человека изменить убеждения. И уж тем более я не собираюсь сравнивать ни этих двух скрипачей, ни вообще музыкальный мир пятидесятилетней давности с сегодняшним. Тем более, что во всем этом нет необходимости. Лично я с одинаковым пиететом отношусь и к Ойстраху, и к Третьякову. Ойстрах в истории мирового скрипичного искусства уже остался, а как история отнесется к Третьякову спросим у нее, у истории, через некоторое время.
Я бы с удовольствием пошел на концерт Давида Ойстраха, но, к сожалению, это уже невозможно. В то же время, Виктор Третьяков регулярно играет в Москве, а мне, как на зло, иногда хочется не слушать диски, а послушать выступление настоящего скрипача в настоящем концертном зале. Тогда я иду слушать Третьякова. Потому что однажды я услышал его игру и понял, что это настоящий скрипач.
Современная музыкальная действительность, безусловно, очень отличается от таковой пятидесятилетней давности. Но это совершенно не говорит о том, что сегодня не существует музыкантов, чье исполнение может по-настоящему тронуть, «сделать жизнь лучше». Кстати, мне этот оборот не претит. Другой мой знакомый в разговоре о моей профессии как-то сказал: «На тебе, пожалуй, больше ответственности, чем на врачах. Они руки-ноги лечат, а ты лечишь души».
Каждый вечер в Москве проводится огромное количество концертов. «Хороший музыкант» не всегда означает «известный музыкант». Даже если вы считаете, что «золотой век» музыки прошел сделайте над собой усилие, отложите диск, выключите музыкальный центр и устройте, скажем, месячник живой музыки. Я даже не говорю о современных музыкантах с мировыми именами, хотя и среди них навскидку человек тридцать-сорок уже сейчас можно искренне назвать «великими».
Но нет сходите в какой-нибудь маленький зал. Может быть, в соседнюю музыкальную школу. Очень возможно, что среди тех, кто устраивает там концерты время от времени, вы встретите кого-то, кто действительно делает жизнь лучше. Это вряд ли будет Гендель но, по крайней мере, вы поймете, насколько безосновательны ваши сетования на деградацию современного исполнительства. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему выпуску. То, что сегодня настоящих музыкантов не существует ложь. Надо учиться слышать.
19.04.2005
|