|
Субботний блик науки № 73
Пилоты в космосе
Полет продолжался один час и сорок восемь минут, за это время космический корабль «Восток» облетел земной шар, на борту корабля находился советский космонавт Юрий Гагарин. Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Об этом слышали многие взрослые люди.
Потом полетел астронавт из США. Опять советские. Дальше начались пилотируемые космические полеты. История известная. И наша колонка не совсем о ней. Нет. Она о причинах и будущем.
Бывает, скажут: «Вся пилотируемая космонавтика это побочная ветвь, гонка с принципом, между державами. Все задачи могли решить механизмы, и человека на орбиту не стоило забрасывать». И делают выводы, что раз теперь темп гонки поумерился, то вот и пилотируемых полетов не стало почти и не планируются они.
А между тем, причины всему иные, не столь простые, зато существенные. Пилотируемые полеты это такой неизбежный этап в освоении космоса. Вот, осваивая, вы сперва запускаете на орбиту необитаемые железки, одна другой сложнее, и процесс движется, задачи решаются.
Однако всего лишь годами позже, вместе с быстрым ростом сложности и задач, и космических железок, выясняется, что дешевле и выгоднее иметь на борту орбитального изделия некий элемент, способный к импровизации и к автономному принятию спасительных решений в непредусмотренной, неожиданной ситуации.
А такой элемент единственен и по сей день, это человек. Если его, человека, на борту в нужный момент не оказывается, то в результате простейших аварий случаются огромные потери: допотопный компьютер не может справиться с самой элементарной неприятностью, если она не была предусмотрена в программе. А на начальном этапе развития космической отрасли многого не предусмотришь: опыта-то нет.
Поэтому получение непростых новых технологий, пригодных для создания обитаемых орбитальных модулей, никогда не являлось какой-то там побочной ветвью, но представляло собой целенаправленную программу. Программу, только и способную обеспечить интенсивное развитие космической отрасли, позволяя преодолеть необходимую ступень.
Впрочем, сейчас эта самая необходимость в «пилотах на борту» весьма поуменьшилась. Компьютеры теперь компактные, быстродействующие, дешевые, оснащенные объемной памятью и хитрыми системами связи. Благодаря развитию разнообразных «алгоритмических теорий», автономность компьютерных систем космических аппаратов в плане принятия решений сильно возросла. Опыт, опять же, накопился можно больше ситуаций в программах предусмотреть. А новые технологии сильно удешевили космические аппараты в целом, что позволяет решать ранее недоступные задачи за смешные, в общем-то, деньги.
Рисковать людьми смысла уже нет. Поэтому пилотируемых полетов теперь все меньше, а на Марсе ездят роверы. Теперь действительно настал период, когда для отважных космонавтов задач все меньше. Вернее, этих задач нет совсем: орбитальные аппараты научились осуществлять хитроумные маневры без подсказок с Земли, а автоматические исследовательские зонды успешно доставляют наземным ученым кометную пыль, собранную за миллиарды километров. Космонавты большую часть времени остаются дома.
Разве что вот на Луну их пошлют.
Да и то вряд ли.
04.02.2006
Теги: космические аппараты
космос
футурология
|
Ваш отзыв автору
|
|
|