|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 50
Юбилейное
27 января весь музыкальный (да и не только музыкальный) мир был занят празднованием 250-летия со дня рождения одного из самых известных композиторов в мире Вольфганга Амадея Моцарта. Французский музыкальный канал Mezzo транслировал 24-часовой музыкальный марафон, посвященный этой дате, одновременно из Зальцбурга, Вены и Праги. Российский телеканал «Культура», кстати, вечером 27-го передавал прямую трансляцию концерта в Зальцбурге. Концерты и фестивали, приуроченные к юбилею, прошли также во многих других городах по всему миру. Некоторые продолжаются до сих пор.
Даже если на планете и найдется человек, никогда не слышавший о Моцарте, он наверняка отметит про себя, что такой размах торжеств, связанный с чьим-то 250-летним юбилеем это вовсе не плохо для музыканта, фактически, лишенного детства и не дожившего до тех лет, которые принято называть «средними».
Моцарт, безусловно, является одним из значительнейших музыкальных явлений западноевропейской культуры. Но это явление возникло не само по себе. Напротив, это плоть от плоти общества, которое было проникнуто музыкой абсолютно на всех уровнях, в котором жила вера в гения, способного объединить в себе все лучшее, что существовало тогда в музыке. Ни в коем случае не идеализируя это общество и не забывая о том, что при жизни Моцарт вовсе не получил такого признания, какое он получил в последующие двести лет, задумаемся о том, что сегодня вокруг себя мы видим совершенно иную картину.
Наше общество верит в совершенно противоположные вещи. Мы активно делим музыку на жанры и направления, мы провели четкую демаркационную линию между академическим и развлекательным направлением в музыке, и, самое главное, гениев мы ищем только в прошлом. Моцарта, родившегося сегодня, ждал бы очень долгий путь к хотя бы относительному признанию. Фактически, настолько долгий, что он вполне мог бы и остановиться на полдороге.
Именно поэтому, наблюдая за процессом празднования юбилея самого популярного сочинителя музыки для мобильных телефонов, я подумал о том, что, в действительности, лучшим способом отметить этот день, стало бы исполнение и трансляция на весь мир музыки современных композиторов. Лигети, Пярт, Губайдуллина, Канчели, Десятников, в конце концов. Это лишь те, чьи имена пришли в голову сразу, навскидку. Диски с их сочинениями продаются в любом приличном музыкальном магазине. Вы вполне можете пойти, купить один из них и послушать. Если не завтра, то, скажем, на следующей неделе.
Еще лучше, конечно, было бы посетить один из концертов, где эта музыка исполняется live. Положа руку на сердце, я не готов назвать себя большим поклонником современной музыки. Но, тем не менее, я прекрасно понимаю, что люди, перечисленные абзацем выше (и многие другие, которые в этот список не вошли) это те, кто пытаются не дать академической музыке превратиться в музей или, того хуже, в кладбище. Более того, многие из них талантливы настолько, что мы, здесь и сейчас, этого даже понять не в состоянии. Как король Франц был не в состоянии понять многих опер Моцарта (хотя, в целом, очень прилично к нему относился).
А музыку Моцарта можно будет послушать как-нибудь потом. Когда она перестанет так ломиться в уши изо всех динамиков.
Да, чуть не забыл. С днем рождения тебя, дорогой Вольфганг Амадей! Двести пятьдесят это, конечно, не шутка, но, честное слово, на вид тебе сегодня дашь никак не больше двухсот!
31.01.2006
|
Ваш отзыв автору
|