Игродельник в понедельник с Сергеем Резниковым № 20
Война без права на проигрыш. Номинация «Морская техника»
|
Все, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь.
Верн |
Образцом для подражания на момент конструирования своих моделей для подавляющего числа участников стал П. А. Титов, выдающийся народный умелец 19 века, который на глаз строил подводные лодки и первые боевые корабли. П. А. Титов был природным знатоком корабельной техники, о котором писал А. Н. Крылов: «Н. Е. Кутейников, бывший в то время самым образованным корабельным инженером в нашем флоте, часто пытался проверять расчетами размеры, назначенное Титовым, но вскоре убедился, что это напрасный труд расчет лишь подтверждал то, что Титов назначил на глаз».
В начале девяностых годов позапрошлого столетия морское министерство провело конкурс на составление проектов броненосца. На конкурс поступило много проектов. Конкурсная комиссия присудила: первую премию за проект под девизом «Непобедимый», а вторую за проект под девизом «Кремль».
Вскрыли конверт под девизом «Непобедимый» автором проекта оказался П. А. Титов.
Вскрыли конверт под девизом «Кремль» автором проекта оказался П. А. Титов.
Сын пароходного машиниста из рязанских крестьян, не проходивший никаких школ и овладевший в процессе практической работы передовыми знаниями, Петр Акиндинович Титов опередил всех дипломированных инженеров участников конкурса.
Нам было на кого равняться.
Первыми на сцену водного бассейна-ванны вышли бумажные кораблики, мирно передвигавшиеся по водной глади под шум выдыхаемого воздуха разработчиков.
Следующей моделью был плот с резиномотором плот представлял собой карандаши, скрученные в два слоя, резиномотор три-четыре резиновые нити длиной 300 мм, сечением 1×1 миллиметр, сложенные пополам. Носовая и кормовая части с гребным винтом, вырезанные из жести консервной банки, были плотно насажены на центральные карандаши в предварительно сделанные бороздки.
Модель плота оказалась не единственной. Был также продемонстрирован вариант из пластиковых бутылок прикрепленных к жесткому каркасу из ДВП. Правда собственного автономного движителя данная конструкция не имела и передвигалась исключительно за счет системы нитей протянутых от одного берега к другому. Но следует отметить большую грузоподъемность данного устройства. Демонстрируя надежность устройства, с одного берега на другой был переправлен 5 литровый сосуд с рядом стоящим двухсотграммовым стаканом. И сосуд, и стакан были доверху наполнены медицинским спиртом. Сосуд был призван символизировать надежность устройства, а стакан доверие к лицам осуществлявшим процесс его передвижения. Процесс перемещения наблюдали, затаив дыхание, неотрывно следя за плавным движением бутыли со стаканом. Все прошло без эксцессов, если не считать, что по окончании мероприятия ни стакана, ни сосуда найти так и не удалось, как впрочем, и авторов данного устройства.
Очень интересной оказалась модель шагоплава. Гребной движитель представлял собой два S образных кронштейна с натянутыми двумя полосками плотной резины. Данное устройство было заявлено как вездеход. Но при попытке продемонстрировать движение по твердой поверхности, подвело крепление кронштейнов. За счет собственного веса центральная ось была вырвана с места крепления. Тем не менее, движение в водной среде представляло собой прелюбопытнейшее зрелище, напоминавшее собой быстро движущуюся утку.
Победителем была признана модель глиссера-подлодки. Главные ее достоинства - это мобильность, универсальность движение под водой, по дну и по поверхности, в том числе и по грунтовой дороге, наличие оригинальных идей.
Состояло это универсальное устройство из трех пластиковых бутылок одной на 1,5 литра и двух по 0,5 литра.
Единственная сложность при ее изготовлении - это система двигатель удлинитель- винт. На вал электродвигателя одевается пружинка, а затем удлинитель. Удлинитель пропускался сквозь стенку контейнера. Главная проблема это не допустить, чтобы внутрь просочилась вода. Применить обычные уплотняющие сальники сложно в силу многих технических проблем и, прежде всего, в необходимости их достаточно малых размеров.
Поэтому использовалась так называемая магнитная жидкость коллоидный раствор тончайшего порошка феррита (или обычных металлических опилок) в керосине, масле или воде. Вал пропускался сквозь магнит внутри корпуса модели, затем сквозь стенку модели-бутылки и затем с внешней стороны вновь пропускался внутри кольцеобразного магнита. Магниты плотно держали друг друга. Зазор между магнитом удлинителем был заполнен магнитной смесью техническим вазелином или мазутом с порошком феррита или металлических опилок. Магнит закрывался уплотняющей прокладкой из полистирола или тонкой жестяной прокладки, которая плотно прижималась (притягивалась) магнитом к своей поверхности.
Глубина погружения регулировалась полнотой заполнения двух пол-литровых бутылочек водой и пенопластовыми кубиками с вкраплениями свинцовых шариков.
У подводных судов долгая история. Начинается она еще в середине XVII века. И лишь только после изобретения и освоения электричества удалось решить проблему подводного плавания. Первая известная подлодка «Аргонавт», построенная в 1896 году инженером Латом, под водой двигалась на электромоторах, работающих от аккумуляторов, а на поверхности на газолиновом двигателе. Кроме гребного винта, лодка обладала еще и колесами для передвижения по дну. Не увязнуть колесам в илистом дне не давала выталкивающая сила, частично уменьшая вес подлодки.
Наши конкурсанты приделать колеса к своей подводной лодке не догадались. Но если их конструкцию перевернуть вверх ногами, то есть балласт сделать из одной бутылки, а корпус из двух, разместив там два электродвигателя (по двигателю в каждую бутылку), и снабдив балласт колесами, получилось бы неплохое вездеходное управляемое устройство. Увы, «хорошая мысля, приходит опосля».
Пять номинаций, пять моделей, пять победителей, пять недель напряженного совместного творчества и бескровного выяснения отношений. Что может быть приятнее неформальной идеи, объединяющей большую часть вашего коллектива, и осознания того, что впереди вас ждет торжественное событие церемония награждения и «небольшой» фуршет.
Окончание следует.
28.11.2005
|